Новости

Как избежать тюрьмы из-за использования новых технологий

Фото: iStock

Из-за несовершенства законов и неразборчивости правоохранительных органов желание оцифровать бизнес зачастую приводит к уголовному делу против предпринимателя. О том, как избежать тюрьмы из-за попытки внедрить новые технологии, пишет РБК.


Предприниматели, которые хотят оцифровать бизнес, рискуют стать фигурантами дела по статье 138.1 Уголовного кодекса России («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»), рассказал изданию юрист фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов. За прошлый год по этой статье вынесли 177 обвинительных приговоров (четверых приговорили к лишению свободы).

Некоторые предприниматели захотели использовать трекеры, которые позволяют следить за местоположением сотрудников. Однако даже в случае согласия работника такая инновация подлежит уголовному наказанию.

Чтобы не оказаться в тюрьме предпринимателям стоит обращать внимание на функции приобретаемых устройств. По российским законам признаком специальной техники выступают скрытые функции гаджетов. Так, бизнесмен рискует стать фигурантом дела из-за очков со встроенной камерой, которую нельзя просто обнаружить, или ручки со встроенным диктофоном. Издание также рекомендует покупать технику в России: официально ввезенные товары проходят проверку ФСБ и имеют сертификаты. Однако стоимость устройств у российских ретейлеров выше, чем на китайских площадках.

А управляющий партнер компании «Право и бизнес» Александр Пахомов рекомендует предпринимателям следить за программным обеспечением, поскольку даже не запрещенное устройство могут признать техническим средством, если установить на него приложение функцией диктофона.

Широкую известность в 2017 году получило дело фермера Евгения Васильева из Курганской области. В начале прошлого года фермер заказал на AliExpress GPS-трекер, чтобы отслеживать местонахождение теленка. В сентябре фермера пригласили в почтовое отделение, где ему должны были вручить посылку. После того, как Васильев забрал посылку, его обвинили в незаконном приобретении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 Уголовного кодекса России): в трекере был микрофон, который можно было включить с помощью СМС-сообщения.

Тогда в Следственном комитете заявили, что оборот этих устройств запрещен в России. Фермеру, не признавшему свою вину, грозило от 200 тыс. рублей штрафа до четырех лет тюрьмы. В декабре 2017 года на большой пресс-конференции у президента Владимира Путина спросили мнение об истории фермера. 21 марта 2018 года дело против Евгения Васильева закрыли. По словам главы аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс» Татьяны Терещенко, против предпринимателя нельзя было обвинять по статье 138.1 Уголовного кодекса, так как она касается преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

После случая с Евгением Васильевым президент поручил пересмотреть применение статьи 138.1. Проверку вынесенных приговоров по этой статье завершили в конце апреля этого года, однако пока информации об отмене приговоров нет.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews