Кризис заставил россиян тщательнее планировать расходы, поэтому спрос на книги упал. Сложнее всего пришлось малому бизнесу: небольшие магазины вынуждены бороться не только с этой проблемой, но и с заполонившими рынок монополистами. О том, как бизнесу удается выжить, изданию «Провэд» рассказали владельцы петербургского книжного магазина «Все свободны» Любовь Беляцкая и Артем Фаустов.
«Все свободны» находится неподалеку от Невского проспекта. Магазин не похож на торговую точку: там стоят мягкие диваны, висят портреты Маяковского и Че Гевары. Почти все полки заняты книгами, канцтоваров там нет. Пионером независимой книготорговли был «Фаланстер», а Беляцкая и Фаустов решили принести моду на такие магазины в Петербург.
артем фаустов
«Независимый книжный магазин – калька с английского independent bookstore. Так называют небольшие магазины, не привязанные к каким-либо институциям: крупным издательствам и торговым сетям. Никто не диктует ассортимент, мы сами подбираем литературу, в основном – гуманитарной направленности».
Самой большой проблемой для малого бизнеса остаются монополисты, считают Беляцкая и Фаустов. Сейчас «Буквоед», «Читайгород», «Буква» и другие книготорговые сети аффилированы с крупнейшей издательской группой «Эксмо-АСТ», созданной в 2014 году. По сути, именно эта группа сейчас является монополистом. Крупные книжные магазины продвигают продукцию своих акционеров и почти не сотрудничают с другими качественными издательствами.
Именно монополисты диктуют цены всему рынку и малому бизнесу. Если торговые сети обычно завышают цены, то онлайн-магазины — наоборот. «Интернет-магазин ozon.ru даже особо не зарабатывает на этом. Продажа книг не главный источник их дохода. То же самое и с сетевиками: 70% их ассортимента – канцтовары, а у нас на 95% – книги», — объясняет Беляцкая.
Фаустов уверен, что электронные книги и интернет — не враги для бумажных книг. Многие люди до сих пор считают, что книга — это самый лучший подарок, поэтому пик продаж приходится на праздники. Часто в магазин приходят туристы из регионов, которые хотят запастись книгами, которых нет там, где они живут. Книголюбов не отпугивают высокие цены, но для остальных потребителей они становятся препятствием. На цену книги влияют сразу несколько факторов: это затраты на ее производство, зарплата автора или переводчика, тираж, качество бумаги и полиграфии. Фаустов показывает книгу известного издательства и объясняет, почему ее можно купить по низкой цене.
артем фаустов
«Сегодня качество выходит на передний план. Чтобы люди купили книгу, а не прочитали в интернете, она должна быть хорошо оформлена. К сожалению, не все это понимают. Здесь бумага газетная, серая. Такую книгу не хочется брать в руки. Это в основном результат наводнения рынка плохим ширпотребом. При отсутствии выбора люди разочаровываются, а, разочаровавшись, отвыкают читать.».
Фаустов объясняет, что независимый книжный магазин — это «не бизнес, а любимое дело, приносящее небольшой доход». Беляцкая считает, что малому бизнесу мешает нежелание властей поддерживать независимых предпринимателей. Она говорит, что в других странах книги и книжные магазины считаются культурным достоянием: бизнес получает налоговые льготы, чувствует себя защищенным.
В прошлом году десятки московских книжных магазинов закрылись из-за введенного правительством торгового сбора. С 1 января торговцев освободили от его уплаты, но многие уже не вернулись на рынок. В Петербурге таких сборов никто не вводил, но проблем хватает и без этого. Например, онлайн кассы. Беляцкая говорит, что для торговых сетей их установка не является проблемой, а для независимых магазинов это стало настоящей головной болью.
артем фаустов
«ФЗ №54 – это наглый побор. Вроде «Платона», только для розничной торговли. Мы должны купить кассовые аппараты нового образца. Это само по себе недешево, а еще – плата за обслуживание облачного сервиса, где будут храниться данные о наших оборотах. Но зачем нам хранить данные в «облаке», если мы пользуемся вмененной системой налогообложения, при которой ставка налога зависит от площади торгового зала, а не оборотов. Бред!».
Бизнес постоянно сталкивается с проблемами, и предприниматели по-разному подходят к их решению. О том, как сезонный бизнес выживает в плохую погоду и как заведения стараются не потерять клиентов из-за ремонта улиц, читайте в материалах Inc.