Доля закупок из Киргизии, Белоруссии и Казахстана значительно увеличилась в 2022 году по сравнению с показателями 2021-го. Эксперты считают, что в 2023 году рост продолжится.
Что случилось
Продавцы российских маркетплейсов в 2022 году значительно увеличили закупки товаров в Киргизии и Белоруссии, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование «Точки». В 2022 году доля Киргизии составила 11% онлайн-продаж по сравнению с 5% в 2021-м, а Белоруссии — 25% против 13%. Кроме того, выросла доля Казахстана — в 2022 году она составила 7% против почти 3% в прошлом году.
Контекст
Проблемы с логистикой и поставками, возникшие после начала «военной спецоперации» России на Украине, стали причиной роста числа товаров из стран СНГ, ближнего зарубежья и Центральной Азии. Доля стран, откуда ранее завозились товары для онлайн-продажи, значительно снизилась. По данным «Точки», в 2022 году доля США снизилась до 5% с 8% (показатель 2020 года), Сингапура — до 7% с 10%. Доля Франции, Польши и Латвии не превышает 1%.
Почему это важно
Изменение географии поставок не повлияло на увеличение количества онлайн-продавцов: по подсчетам «Точки», в 2022 году их число на «Яндекс.Маркете» выросло на 227%, на Ozon — на 221%, на «СберМегаМаркете» — на 219%, на Wildberries — на 150%. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, оборот российского рынка онлайн-торговли в 2022 году составил 4,98 трлн руб.
В «Яндекс.Маркете» положительную динамику объясняют ростом числа пунктов выдачи, а в Ozon — поддержкой продавцов в вопросах логистики. В «СберМегаМаркете» отметили, что продавцы выходят сразу на несколько площадок.
По данным Tinkoff eCommerce и Tinkoff Data, количество покупок россиян на маркетплейсах за год выросло на 43%. Самой популярной площадкой стала Wildberries, а самым рекордным месяцем по количеству продаж — ноябрь с его распродажами.
Мнение
Партнер Data Insight Федор Вирин ожидает, что в 2023–2024 гг. рост количества новых продавцов на маркетплейсах продолжится, но уже не такими темпами, как в 2022-м. По его словам, у продавцов еще не исчерпаны возможности для расширения каналов продаж.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает, что рост в 2023 году увеличится в два раза, поскольку в России осталось большое количество предпринимателей, которые еще не работают с онлайн-площадками.