Несмотря на пандемию, за последний год в российских городах-миллионниках количество заведений, работающих только в формате to-go, увеличилось почти на 50%. В основном это кофейни и киоски по продаже свежевыжатых соков и коктейлей, а также фреш-бары в торговых центрах. Участники рынка объясняют тенденцию устойчивостью формата перед ограничениями из-за COVID-19 и снижением арендных ставок.
Количество точек по продаже безалкогольных напитков в российских городах-миллионниках за год выросло практически на 50% — с 4,8 тыс. объектов по состоянию на 1 августа 2020 года более чем до 7 тыс. к августу этого года, такие данные приводит сервис 2ГИС по запросу Inc. Russia. Для сравнения, в августе 2019 года в крупнейших городах страны насчитывалось около 4 тыс. точек. Речь идет о киосках без посадочных мест по продаже навынос свежевыжатых и охлажденных соков, чая и кофе, коктейлей, молока, а также расположенных в торговых центрах фреш-барах.
В Москве, например, за этот период количество таких заведений навынос выросло с 2,1 тыс. до 2,6 тыс., в Санкт-Петербурге — с 762 до 1,2 тыс., в Нижнем Новгороде — с 134 до 566 объектов, в Казани — со 100 до 288, в Перми — с 220 до 320, а в Воронеже — с 51 до 71.
Потребление безалкогольных напитков в целом по стране продолжает расти, напоминает партнер One Story Ольга Сумишевская. В 2020 году производство сладких безалкогольных газированных напитков выросло на 20% относительно того же периода годом ранее, пришли к выводу аналитики ROIF Expert. Основатель One Group (управляет One Price Coffee) Сергей Румянцев называет кофейни и пекарни одним из самых самых развивающихся форматов в общепите. К началу пандемии его сеть насчитывала 143 точки, по состоянию на август 2021 года — 210, рассказывает он. Предприниматель объясняет это в том числе повсеместным снижением арендных ставок — в прошлом году собственники помещений давали скидки, сейчас цены уже начали восстанавливаться, однако докризисного уровня пока не достигли. С ним соглашается и основатель сети кофеен «Правда кофе» Филипп Лейтес, чья сеть за год выросла на 25%, до 91 точки: формат to-go развивался и в 2019 году, но высокие арендные ставки сдерживали многих игроков в сегменте.
Популярность кофе в стране продолжает расти, добавляет Румянцев, — на протяжении последних двух лет его объем уже опережает рынок чая. Так, по оценке Euromonitor International, объем российского рынка кофе в прошлом году составил 224,7 млрд руб. В Москве конкуренция заметно усиливается и операторам таких точек все сложнее найти подходящие места, добавляет он. С другой стороны, формат to-go более приспособлен к работе в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19, рассказывает Лейтес, что могло отразиться на интересе к формату в целом. По данным Ольги Сумишевской, в России в целом и в Москве в частности власти упрощают процедуру получения разрешений на работу нестационарных киосков: «Снижают количество документов, переходят на электронный документооборот».
На фоне пандемии формат стритретейла с отдельными помещениями не стабилен, считает Ольга Сумишевская, в отличие от отдельных точек навынос, которые дешевле в открытии и почти сразу начинают приносить прибыль. Сергей Румянцев ожидает, что рынок кофеен через несколько лет перейдет к этапу консолидации, когда крупные игроки начнут поглощать и замещать меньших. Кроме того, уверен он, сети начнут выходить за пределы городов-миллионников. Так, их сеть запускает формат One Price Coffee Local — рассчитанный на города 30–300 тыс. человек, с меньшей площадью и количеством инвестиций. В Cofix отмечают, что сегмент кофе навынос более-менее развит только в Москве и Санкт-Петербурге и дальнейшее развитие будет происходить именно в российских регионах.
Но и в Москве и Санкт-Петербурге, по нашему мнению, рынок еще не достиг насыщения. В другие города России этот формат начал выходить несколько лет назад, и его выход в последний год затормозила пандемия. Поэтому в регионах у формата кофе с собой все еще большие возможности для развития.