Бизнес-омбудсмен Борис Титов объявил об участии в президентских выборах в конце ноября, а уже 12 декабря он предположил, что его предвыборную кампанию оплатит малый бизнес. Однако «киоскеры и ларечники» не готовы давать деньги на заведомо проигранную борьбу, а некоторые из опрошенных Inc. бизнесменов никогда не слышали об уполномоченном по правам предпринимателей при президенте России.
Основатель сетей «ВкусВилл» и «Избёнка» Андрей Кривенко признался, что с трудом представляет, кто такой Борис Титов. По его словам, чем дальше бизнес от государства, тем лучше. А основатель и гендиректор ArtNauka Николай Новоселов сказал, что ему нужно погуглить, прежде чем давать Титову деньги. По мнению Новоселова, малый и средний бизнес в России живут настолько самостоятельной жизнью, что предпринимателям не интересно участвовать в политике: цикличность кризисов в стране составляет 4—5 лет, а на изменение политической системы за счет ресурсов МСБ уйдет больше пяти лет.
Николай Новоселов
основатель и гендиректор ArtNauka
«Поэтому я, как малый бизнес, никак не могу быть заинтересован в участии в политике — кризис придет раньше, чем произойдут какие-то реальные изменения. Моя личная позиция такова, что МСБ не должен лезть в большую политику, а скорее должен совершать какие-то действия самостоятельно, вокруг себя, — помогать клиентам и партнерам, содействовать развитию предпринимательского сообщества, переводить деньги нуждающимся».
С Новоселовым соглашается и основатель Hoversurf Александр Атаманов. Он считает, что деньги на президентскую кампанию стоит направить в развитие технологий и поддержку малого бизнеса (или же увеличение производства компаний Титова). Напрямую отказался финансировать кампанию Титова основатель сайкл-студии Rock the Cycle Олег Рудаков. Он назвал подобные инвестиции бесперспективными, однако поддержал само выдвижение бизнес-омбудсмена (оно поддерживает плюрализм мнений).
О низких шансах Титова стать президентом рассказала основатель сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова. Даже если все российские предприниматели отдадут свои голоса за него, то результата не будет, сказала Татулова и отметила, что отлично относится к бизнес-омбудсмену и его решению баллотироваться. Однако в выдвижении Титова есть смысл: кампания поднимает вопросы предпринимателей на новый уровень. А по мнению Атаманова, нет смысла запускать президентскую кампанию, чтобы пытаться решить проблемы бизнеса. Делать это нужно через ассоциации, лоббистов или профсоюзы, уверен предприниматель.
Демьян Кудрявцев
издатель газеты «Ведомости»
«Как негражданин России, я не хочу комментировать выдвижение Бориса Титова в президенты России. Как бизнесмен, работающий в России, я не вижу от него ни пользы, ни поддержки. Как человек, работающий в медийной сфере, я не слышал от него ни одной осмысленной идеи».
Голосовать за Титова не планирует и инвестор Александр Румянцев, поскольку не знает Титова лично. Инвестор напомнил, что знаком с предпринимателем Дмитрием Потапенко, которого он готов поддержать на выборах, если он выдвинет свою кандидатуру. Инвестор добавил, что слабо разбирается в политике и поддерживает ту власть, которая существует в стране. А основатель MoscowFresh Лев Волож до опроса Inc. не знал, что Титов будет баллотироваться. Предприниматель рассказал, что не пойдет голосовать на выборы.
Основатель кооператива LavkaLavka Борис Акимов рассказал, что старается не воспринимать выборы серьезно. Для него выборы — театральная постановка, которая может быть интересной, захватывающей и которую можно обсуждать с друзьями. «Выдвижение Титова сделает предвыборное шоу только интереснее — наверное, за это можно быть ему благодарным. Но на жизнь это вряд ли повлияет», — заключил Акимов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!