Новости

Миллиардеры выстроились в очередь, чтобы купить TikTok. Но если будет продажа, то только бренда и базы пользователей

После того как президент Джо Байден подписал закон, обязывающий китайских владельцев продать приложение TikTok, образовалась целая очередь влиятельных миллиардеров, которые хотят выкупить платформу. Однако покупка приложения может стать затратной, поскольку компания, вероятно, продаст только название бренда с базой пользователей, без алгоритма, удерживающего зрителей подолгу в TikTok, показывая интересующие видео.

Одним из желающих купить TikTok стал Стивен Мнучин, бывший министр финансов США. В число претендентов также входит бывший генеральный директор Activision Blizzard Бобби Котик, который, как сообщается, разговаривал с генеральным директором OpenAI Сэмом Альтманом о возможном предложении.

Вероятно, глава хедж-фонда Pershing Square Билл Акман может подать заявку. Мультимиллионер Кевин О’Лири из Shark Tank тоже сказал, что «хотел бы купить» TikTok.

Однако покупатели вряд ли получат доступ к алгоритму, позволяющему часами удерживать пользователей в приложении, показывая им поток видео, которые они хотят посмотреть. То есть потенциальный покупатель получит только название бренда и базу пользователей. Ему придется найти команду, которая все создаст с нуля. В таком случае новому владельцу придется привлечь миллиарды.

Оценка TikTok не является публичной, но некоторые аналитики оценивают ее в $100 млрд с учетом алгоритма, без него цена может быть ниже. По данным Pitchbook, в прошлом году ByteDance была оценена в $220 млрд.

Кроме того, любой покупатель должен пройти проверку регулирующих органов, в том числе Федеральной торговой комиссии, где назначенная Байденом Лина Хан возглавила борьбу с тем, что она считает монополистической практикой крупных технологических компаний. Это исключает из числа возможных покупателей Meta* (запрещена на территории Российской Федерации) Марка Цукерберга и Apple Тима Кука, которые могут уплатить $100 млрд и обладают техническим опытом для создания нового алгоритма. Однако покупка ими будет «слишком проблематичной», сообщил антимонопольный эксперт.

«Каждая из этих компаний в настоящее время находится под действием антимонопольного законодательства, — сказал Джоэл Тайер, директор консалтинговой и антимонопольной юридической фирмы Thayer PLLC. — Для компании, которая уже находится под пристальным вниманием антимонопольного законодательства, было бы практически невозможно купить компанию, которая предоставила бы ей больше власти и доли рынка».

По его словам, даже Snap Эвана Шпигеля, материнская компания SnapChat, рыночная капитализация которой составляет всего $18 млрд, может вызвать обеспокоенность по поводу антимонопольного законодательства, сказал он. Для Snap финансирование также будет гораздо сложнее.

Один источник, близкий к TikTok, сказал, что «ни одна технологическая компания в США не сможет получить покупку TikTok через регулирующие органы. Итак, вы делаете шаг назад, и оказывается, что не так много людей, которые могут финансировать, убедить совет директоров и построить компанию».

Мнучин был наиболее заинтересованным покупателем. Он «собирает группу инвесторов, которые могли бы купить приложение», через свой фонд Liberty Strategic Capital. После десятилетий работы в банковской сфере и сбора денег для хедж-фондов и даже таких фильмов, как «Аватар», у него есть опыт привлечения инвестиций. Но для воссоздания алгоритма ему потребуется целая команда технологов.

Котик, возможно, находится в лучшем положении для создания алгоритма и технологической компании. В марте Wall Street Journal сообщил, что Котик разговаривал с возможными инвесторами, включая генерального директора OpenAI Сэма Альтмана, о поиске консорциума, который мог бы провести сделку. Таким образом, производитель ChatGPT мог бы использовать TikTok для обучения своих моделей искусственного интеллекта, если бы такой партнер, как Котик, смог собрать огромный капитал, необходимый для заключения сделки.

Хотя Акман не заявлял, что заинтересован в TikTok, источники на Уолл-стрит говорят, что он мог бы использовать специальный финансовый механизм, который он создал в прошлом году как способ быстрого сбора денег. SPARC — это финансовый инструмент, котирующийся на публичном рынке, который может собирать неограниченную сумму денег и использовать ее для покупки частной компании, такой как TikTok.

Источники в Beltway предполагают, что еще одним потенциальным покупателем является Джеффри Ясс, основатель Susquehanna, состояние которого превышает $30 млрд. Ему уже принадлежит 15% ByteDance, и, по словам источников, у него есть деньги, чтобы купить большую долю в TikTok.

В недавнем отчете предполагалось, что у Susquehanna может быть ранняя версия алгоритма, которая даст ему технологическое преимущество. Глубокие связи фирмы с ByteDance и Китаем дают компании хорошие возможности убедить совет директоров и правительство в том, что ей следует получить приложение.

В ближайшие месяцы также может появиться несколько других покупателей, которые выстроились в очередь, чтобы купить TikTok в 2020 году, когда Трамп пытался добиться продажи. Генеральный директор Walmart Дуг Макмиллон вел переговоры о партнерстве с гигантом программного обеспечения Oracle для покупки американского подразделения TikTok. Несмотря на то что это не удалось, Макмиллон продолжил поддерживать контакты с компанией.

Основатель Oracle Ларри Эллисон ничего не говорил о покупке TikTok с 2020 года. Но компания уже размещает данные американских пользователей TikTok на своих серверах. А О’Лири из Shark Tank сообщил в марте, что он создаст консорциум, чтобы разместить заявку на TikTok на сумму от $20 до 30 млрд. Microsoft, основанная Биллом Гейтсом, также пыталась купить TikTok в 2020 году, но источники говорят, что она вряд ли снова вмешается.

Источники также отмечают, что Трамп, который недавно выступил против запрета TikTok, мог бы участвовать в переговорах о продаже, как он это сделал в 2020 году, или пытаться остановить принудительную продажу активов, если будет избран.

Ранее торговая площадка TikTok Shop запустила в Великобритании категорию «секонд-хенд люкс». Такое предложение уже полгода действует в США. Новая категория позволяет пользователям в Великобритании приобретать подержанную одежду высокого класса, дизайнерские сумки и другие аксессуары, не выходя из приложения TikTok. С момента запуска TikTok Shop в 2022 году платформа продала товаров на сумму более $1 млрд.