Новости

Минфин готовит реформу системы госзакупок. Эксперты — о том, что с ней не так сейчас

Министр финансов Антон Силуанов. Фото: Стоян Васев/ТАСС

Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов поручил Минфину и Федеральному казначейству провести реформу процедуры госзакупок. В ведомстве считают, что система несовершенна: она сложная и недостаточно гибкая, и поэтому мешает реализации нацпроектов.


В последние годы государство ужесточило контроль за госзакупками, пишут «Ведомости». По мнению руководителя Центра размещения госзаказа Александра Строганова, бюрократическая нагрузка выросла. При этом ее рост не помог сделать закупки прозрачнее и бороться с коррупцией. Ранее существующую процедуру уже критиковала Счетная палата.

Систему госзакупок необходимо упростить, рассказал Inc. директор Института госзакупок и генеральный директор Центра размещения государственного заказа Андрей Храмкин: «Бизнесу должно стать проще участвовать в закупках, но при этом нельзя допустить снижения качества товаров и услуг. Было достаточно случаев, когда, например, травились дети, потому что продукцию поставляли фирмы-однодневки». Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках вызывает вопросы, сказал он.


андрей храмкин

директор Института госзакупок и генеральный директор Центра размещения государственного заказа

«Доступ малого бизнеса нужно обеспечить, конечно. Но малый бизнес — это в основном компании, которые работают на рынке два-три года. В развитых странах, во многих из них, эффективная система госзакупок. Там, чтобы стать поставщиком услуг для государственных учреждений, нужно иметь достаточно большие обороты и работать дольше. Там участие в закупках — не просто право, а почетное право, и его нужно заслужить. А у нас фирмы, которые созданы вчера, уже могут участвовать».

Нынешнюю систему госзакупок можно назвать «достаточно порочной и противоречащей мировым практикам и здравому смыслу», сказал в беседе с Inc. директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Ее отличительными чертами эксперт назвал примат процедурного контроля в ущерб контролю финансовому и аукционный крен. 


алексей ульянов

директор Института повышения конкурентоспособности

«Цены по госзаказам часто очень отличаются от рыночных — это легко проверить. За этим нет никакого контроля, а когда такие нарушения выявляются, нет никаких последствий. Иногда на аукционах закупают самые некачественные товары, которые через год приходится закупать заново, и это тоже никто не контролирует. А безумный контроль формальностей, который доходит до абсурда, привел к тому, что у нас почти миллион человек работает в госзакупках. И обеспечивают процедуру ради процедуры».

Одним из самых серьезных недостатков процедуры госзакупок Ульянов считает проведение аукционов — такая практика мешает развитию конкуренции. «В западных странах, например, аукционов на закупках почти нет — слишком много рисков и ограничений. Вместо них должны проводиться конкурсы, должны быть ценовые конкурентные переговоры, которые под давлением ФАС у нас не проводятся. То есть самый прозрачный, простой и эффективный способ закупки у нас запрещен — когда просто вызывают поставщиков и обсуждают с ними условия и цену. У нас на аукционы приходится около 60% госзаказа, а в развитых странах этот показатель практически нулевой», — объяснил он. 

В октябре прошлого года президент Владимир Путин призвал увеличить госзакупки у малого бизнеса до 5 трлн руб. до 2024 года. Достижение такого показателя политик назвал «вполне достижимым». 

Сейчас в России действует закон о корпоративных закупках (223-ФЗ), согласно которому госкомпании должны отводить на закупки у малого и среднего бизнеса не менее 18% заказов за год. Еще один закон о госзакупках (44-ФЗ) обязывает государственные и муниципальные учреждениям закупать у МСП не менее 15% товаров и услуг.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews