Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о включении грибов в перечень сельскохозяйственной продукции. Это означает снижение ставки налога на прибыль для грибных компаний до 0%. Одной из таких компаний владеет зять премьера Александр Удодов.
Постановление от 11 ноября дополнило «Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной» позицией «грибы и трюфели», отнесенной к овощным культурам. Это изменение начнет действовать 1 января 2021 года.
На практике это означает, что российские производители грибов смогут применять к реализации и переработке собственной продукции нулевую ставку налога на прибыль вместо 20%.
Как заявил РИА Новости директор Плодоовощного союза России Михаил Глушков, грибы изначально несправедливо не попали в перечень сельхозпродукции. «Плодоовощной союз в 2019 году обратился в Минсельхоз об отнесении грибов к сельскохозяйственной продукции (в части налогообложения), рады, что наша инициатива была поддержана», — сказал он.
В России работает несколько крупных производителей грибов. Крупнейшим из них считается «Воронежский шампиньон», созданный совладельцами производителя снеков «Мартин».
Однако, как отмечает The Bell, по проектным мощностям список лидеров выглядит иначе: «Мое лето», бенефициаром которого «Коммерсант» называл владельца автодилера «Авилон» Александра Варшавского, «Мастер гриб» братьев Дахновичей (их ГК «Фудлэнд» — крупнейший в России производитель и импортер сыров), а также «Грибная радуга» зятя Михаила Мишустина Александра Удодова с 17 тысячами тонн грибов в год.
Крупный грибной проект в Подмосковье планировал и младший сын бывшего генпрокурора Игорь Чайка, но отказался от него в пользу других проектов.
ООО «Грибная радуга» зарегистрировано в 2015 году. Как сообщает The Bell, Удодову принадлежит 70%, еще 30% в 2016 году принадлежали Юрию Папакину, затем перешли к Николаю Логвинову, а от него к сыну Олегу. Обе доли заложены по возобновляемым кредитным линиям в Альфа-банке до их полной выплаты (размер кредитов неизвестен).
По данным издания, в 2017 году активы компании составляли 1,6 млрд рублей, а в 2018 году уже 4,3 млрд рублей, а выручка увеличилась со 197 млн рублей до 974 млн рублей. В 2017 году компания заплатила 11 млн рублей налогов, в 2018 году — 45 млн рублей.
В начале ноября Удодов объявил итоги работы «Грибной радуги» за девять месяцев 2020 года. По его словам, продажи свежих шампиньонов выросли на 41% год к году, а выручка компании составила 1,88 млрд рублей.
В конце сентября 2019 года «Грибная радуга» открыла третью очередь производства шампиньонов. Тогда сообщалось, что компания планирует занять более 20% российского рынка грибов, а в перспективе рассчитывает дополнительно увеличить мощности и стать одним из лидеров европейского рынка.
Россияне едят сравнительно мало тепличных грибов (700 грамм в год на человека против 3,5 кг в ЕС), поэтому у рынка хороший потенциал роста, писали «Ведомости». По данным Плодоовощного союза, в 2019 году объем рынка культивируемых грибов в России приблизился к 15 млрд рублей и 100 тысячам тонн в натуральном выражении, примерно треть из которых ввозится из Белоруссии.