Программы наблюдения за сотрудниками на удалёнке приводят к недоверию и напряжённости в компании
На карантине вырос спрос на программы слежения за сотрудниками, работающими из дома. Компании с их помощью хотят убедиться, что подчинённые действительно работают на удалёнке. Однако учёные предупреждают, что от мониторинга больше вреда, чем пользы.
Исследователи Университета Йювяскюля в Финляндии изучили, какие непреднамеренные последствия имеет контроль удалённых сотрудников с помощью специальных программ. Отслеживание способно незначительно повысить мотивацию работников, например ради вознаграждения или избежания проблем, но при этом наблюдение вредит креативности.
Ученые также выяснили, что сотрудники менее склонны делать всё возможное для компании, когда знают, что за ними следят. «Несмотря на эффективность интернет-мониторинга для снижения уровня киберфолдинга (бессмысленное сидение в интернете), это не всегда приводит к положительному воздействию на команду», — отмечают исследователи.
Команда Университета Бейлор в США обнаружила, что отслеживание сотрудников коррелирует с большей напряжённостью в коллективе и меньшей удовлетворённостью работой. В результате это приводит к росту текучести кадров.
Даже специалисты, которые позитивно оценивают онлайн-мониторинг, советуют использовать его с осторожностью. Университет Моратува в Шри-Ланке опросил местных работников и узнал, что удовлетворенность сотрудников не снижается только в тех случаях, когда компания не скрывает использования программ и когда команда считает наблюдение необходимым для улучшения качества работы.
Люди работают лучше, когда считают, что к ним относятся хорошо, а не с подозрением по умолчанию, резюмирует Fast Company. «Если вы исходите из того, что не доверяете людям, то, я думаю, вы уже проиграли бой», — говорит генеральный директор Doist Амир Салихефендик. Компания полностью работает удалённо.
В мае учёные выяснили, что отсутствие самостоятельности на работе может привести к депрессии и даже смерти. При этом чувство контроля не вызывает стресс, а помогает справиться с другими трудностями на работе.