«Коммерсантъ»: банки начали вносить клиентов в неофициальные черные списки
Весной 2018 года в России заработал механизм реабилитации клиентов, попавших в черные списки ЦБ и Росинформмониторинга. Как выяснил «Коммерсантъ», банки, не желающие сталкиваться с процессом реабилитации, стали отказывать в обслуживании, не уведомляя об этом контролирующие органы.
Клиенты-отказники начали активно пользоваться механизмом реабилитации. На первом этапе такой клиент обращается в банк с запросом на исключение из черного списка. Кредитная организация изучает его историю и либо устраняет основания, по которым клиенту отказали в обслуживании, и удаляет такие сведения из единой базы, либо отказывается пересматривать его решение. В таком случае заявление отказника рассматривает совместная комиссия ЦБ и Росинформмонитринга.
Из-за нежелания сталкиваться с долго процедурой реабилитации банки начали формировать неофициальные списки отказников. Контролирующие органы не получают от банков информацию о таких клиентах и причинах отказа, поэтому механизм реабилитации в их случае не работает. Чаще всего в такую ситуацию попадают физлица.
Источники газеты на рынке утверждают, что теперь доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг в крупных банках не превышает 0,01% от общего числа отказов. «Гражданину, которому отказало сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из черного списка, [теперь] придется проходить реабилитацию в каждом из них», — рассказал изданию сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.
При этом в таком случае банк не сообщает клиенту, был отказ в обслуживании официальным или нет. «В первом случае клиент фактически лишается возможности доступа к услугам кредитных учреждений и вынужден обжаловать действия банка, просто обращается в другой банк и открывает там счет», — объясняет юрист компании «Рустам Курмаев и партнеры» Кирилл Барановский.
В марте Центробанк согласился исключить из черного списка 1200 предпринимателей. Все они — клиенты Сбербанка. Для того, чтобы реабилитироваться, они должны предоставить в банк необходимые документы.
Механизм обмена «черными списками» сомнительных клиентов между финансовыми организациями, ЦБ и Росфинмониторингом заработал в конце июня 2017 года. Организации делились данными о клиентах, которым банки отказали в обслуживании из-за подозрений в нарушении закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Клиенты из списка лишались доступа к банковским услугам.