Исследователи из Университета Уорика в Великобритании сравнили результаты опросов об удовлетворенности жизнью более чем 900 тыс. людей из 27 европейских стран с данными ежегодных расходов на рекламу в этих странах. Изучаемый период — с 1980 до 2011 года. Ученые обнаружили, что жители страны спустя один или два года становились тем менее счастливыми, чем выше были траты на рекламу.
«Наш анализ показывает: если вы удвоите расходы на рекламу, это приведет к снижению удовлетворенности жизнью на 3%. Это примерно половина снижения показателя у человека, который пережил развод. Или примерно треть снижения у человека, который стал безработным», —рассказал в интервью Harvard Business Review автор исследования,профессор экономики и поведенческих наук Эндрю Освальд.
Кроме социологических опросов и данных о расходах на рекламу, ученые использовали информацию об уровнях ВВП и безработицы. Освальд уверен, что бренды не согласятся с результатами исследования: «Их [рекламодателей] линия заключается в том, что реклама старается показать публике новые и интересные вещи, которые можно купить. Они просто предоставляют информацию».
Однако профессор считает, что реклама заставляет людей чувствовать себя неполноценными и лишенными чего-то важного. Она обесценивает их жизнь, достижения, вещи, которые у них есть, и даже опыт, говорит Освальд.
«Многие мои чувства по поводу моего дохода, моей машины и моего дома формируются под влиянием дохода, машины и дома соседа. Мы знаем из многих исследований, что социальные сравнения могут быть вредны для нас эмоционально, а реклама побуждает нас сравнивать себя с другими», — объясняет исследователь.
Желая почувствовать себя лучше и счастливее, человек может купить что-то. Но когда все приобретают одни и те же вещи, эффект сводится на нет, добавляет Освальд.