Новости

Оказалось, что умственная деятельность может вызывать у человека болевые ощущения

Исследования подтвердили, что думать действительно может быть больно, многие из нас испытывали это при попытке решить математическую задачу, взвесить все за и против какого-либо решения или понять, что происходит в сложном фильме о путешествиях во времени.

По словам исследователей из университета Радбуда в Нидерландах, их метаисследование доказывает, что нам редко нравится прилагать усилия к сложной умственной деятельности. «Менеджеры часто поощряют своих сотрудников, а учителя — студентов к тому, чтобы они старались думать. На первый взгляд это выглядит эффективно: как сотрудники, так и студенты довольно часто выбирают занятия, требующие значительных умственных затрат, — делится своими выводами психолог Эрик Бийлевельд. — На основании этого можно было бы предположить, что сотрудники и студенты получают удовольствие от интенсивного умственного труда. Однако наши результаты показывают, что это предположение неверно: в большинстве случаев люди не любят умственные усилия».

Исследовательская группа изучила 170 предыдущих работ, опубликованных в 2019 и 2020 году, с участием 4 670 человек, которые выполняли 358 различных когнитивных задач. Несмотря на разнообразие задач, во всех этих исследованиях применялся стандарт NASA Task Load Index (NASA-TLX) для оценки ментальной нагрузки. В результате анализа была выявлена сильная и стабильная связь между умственными усилиями и неприятными эмоциями.

Согласно NASA-TLX, такими эмоциями могут быть неуверенность, разочарование, раздражение, стресс и досада. Эта зависимость наблюдалась при выполнении различных задач, от операций с использованием роботов до навигации по виртуальной железнодорожной станции. Также данная взаимосвязь была очевидна среди различных групп людей, начиная от студентов колледжей до военнослужащих.

Чем больше умственной нагрузки, тем неприятнее ощущения. Стоит отметить, что в странах Азии эта взаимосвязь проявляется не так ярко. Вероятно, это обусловлено более продолжительным временем учебы в детстве, что помогло учащимся лучше справляться с умственными нагрузками. «Наши исследования показывают, что умственные усилия воспринимаются как неприятные среди самых различных групп людей и в разных контекстах, — отмечает Бийлевельд. — Эту информацию важно учитывать таким специалистам, как инженеры и педагоги, при создании задач, инструментов, интерфейсов, приложений, учебных материалов или инструкций».

Результаты этого исследования согласуются с предыдущими работами, которые показали, что сложные умственные задачи могут приводить к своего рода утомлению мозга, а длительная интенсивная концентрация может даже привести к токсичности в мозге. Так почему же люди сознательно участвуют в умственно сложных занятиях, таких как шахматы? Исследователи считают, что это может быть связано с определенной наградой, например победой в игре, общением с другими или заработком денег. «Когда люди решают заниматься умственной деятельностью, это не следует воспринимать как признак того, что им нравится сам процесс умственного напряжения», — говорит Бийлевельд.

Нейробиологи считают, что они определили крупную нейронную сеть, которая обеспечивает поток творческих идей в мозге. Креативное мышление не ограничено каким-либо конкретным участком мозга и не связано с выполнением определенных движений или реакций на чувства. Однако исследовательская группа под руководством медицинского колледжа Бейлора считает, что они обнаружили основные нейронные сети, ответственные за определенные аспекты творчества.