Исследователи обнаружили, что жестокие видеоигры способны снизить уровень гормонов стресса у игроков. Вопреки распространенному мнению, касательно тем насилия, исследование не выявило увеличения агрессивных тенденций, что указывает на более сложную взаимосвязь между содержанием видеоигр и реакциями игроков, чем считалось ранее.
В течение многих лет ученые спорили о влиянии жестоких видеоигр на поведение игроков. Прошлые исследования часто указывали на потенциальное увеличение агрессии и стресса. Это убеждение подогрело непрекращающиеся дебаты среди родителей, педагогов и политиков относительно пригодности таких игр для юной аудитории. Вдохновленные этими дискуссиями и несоответствиями в предыдущих результатах, исследователи приступили к новому исследованию, чтобы лучше изучить физиологические и психологические эффекты жестоких видеоигр.
«Мне интересна эта тема, так как я сам геймер. С детства меня увлекали видеоигры и виртуальные миры. Я играл, потому что это было весело, потому что мне нравилось соревноваться, чтобы наслаждаться хорошими историями, а также чтобы снять стресс в повседневной жизни», — сказал автор исследования Гэри Л. Вагенер, докторант Университета Люксембурга.
«Когда я начал изучать психологию, меня интересовали исследования, особенно эффекты видеоигр. Я начал замечать большие противоречия в исследованиях эффектов насилия в видеоиграх: некоторые утверждали, что жестокие видеоигры усиливают агрессивное поведение, в то время как другие показали, что это не так. Мне не нравилось, как средства массовой информации изображают жестокие видеоигры, и поэтому я решил сам исследовать эффекты от жестоких видеоигр», — добавил он.
В исследовании приняли участие 54 мужчины. Эти люди были набраны из различных каналов, включая университетские рассылки, социальные сети и рекламные плакаты. Каждому участнику случайным образом было поручено сыграть отрывок из популярной видеоигры «Uncharted 4: A Thief’s End» с насилием или без насилия в течение 25 минут.
Чтобы измерить эффект от игр, исследователи применили несколько инновационных методов. Они оценивали уровни кортизола (гормона стресса) и тестостерона у участников до и после игры, используя образцы слюны. Кроме того, для оценки личностных качеств участники заполняли анкеты, оценивающие «Темную тетраду» — макиавеллизм, психопатию, нарциссизм и бытовой садизм. Наконец, для измерения агрессивных тенденций использовался тест неявных ассоциаций (IAT).
Результаты оказались весьма неожиданными. Вопреки тому, что предполагали многие предыдущие исследования, исследователи не обнаружили существенных изменений в уровнях тестостерона ни в одной из групп. Еще более поразительно то, что уровень кортизола фактически снизился в группе, игравшей в жестокую игру. Это говорит о том, что жестокая игра не увеличивала стресс, а могла оказывать на игроков расслабляющее воздействие.
Более того, с помощью теста неявных ассоциаций исследование оценивало агрессивное мышление. Результаты не показали существенной разницы между группой, которая играла в жестокую игру, и группой, которая играла в игру без насилия. Это указывает на то, что кратковременное воздействие жестокости в видеоиграх может не влиять на агрессивные мысли человека так сильно, как предполагали некоторые более ранние исследования.
«Мы попытались проверить, увеличивает ли агрессию игра в жестокие видеоигры, о чем мы предположили, основываясь на предыдущей литературе по этой теме. Мы подумали, что несоответствия в литературе по этой теме могут быть связаны с пренебрежением к принятию во внимание таких факторов, как личность игроков и физиологические эффекты. В конце концов нас удивило то, что жестокие видеоигры вообще не влияли на агрессию, даже принимая во внимание физиологические эффекты и личность, но оказывали даже полезные физиологические эффекты», — рассказал Вагенер
Было обнаружено, что личностная черта макиавеллизма, характеризующаяся манипулированием и ориентацией на личный интерес, смягчает этот эффект. У участников с более высоким уровнем макиавеллизма, которые играли в жестокую игру, наблюдалось более выраженное снижение уровня кортизола. Этот вывод указывает на то, что реакция на жестокие видеоигры может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Напротив, другие черты темной тетрады, такие как садизм, психопатия и нарциссизм, не оказали какого-либо значительного смягчающего эффекта.
«Обычный человек должен сделать вывод из этого исследования, что не существует четкой картины того, что жестокие видеоигры вредны для игроков. Они не обязательно усиливают агрессию, и даже могут оказывать положительное расслабляющее воздействие на игроков», — сообщил Вагенер.
Еще одним ограничением было то, что исследование проводилось исключительно на участниках-мужчинах. Это было сделано, чтобы уменьшить вариабельность и контроль таких факторов, как менструальные циклы и оральные контрацептивы, которые могут влиять на гормональный уровень. Но это оставляет открытыми вопросы о том, как женщины могут реагировать на жестокие видеоигры.
До этого ученые из Китая выяснили, что всего один час игры в Honor of Kings может улучшить внимательность у молодых людей. Это исследование подтверждает положительное влияние видеоигр на когнитивные способности, что является очень важным, поскольку более трети населения мира играют в игры.