Вполне возможно, что ни одна компания в мире не воплощает в жизнь тревоги и надежды об автоматизации лучше, чем это делает Amazon. В США многие, включая Дональда Трампа, критиковали ретейлера за уничтожение традиционных рабочих мест и переход к онлайн-покупкам. При этом стремительный рост компании превратил ее в машину по найму: компании нужны работники складов, которые помогут выполнить заказы клиентов. О том как сотрудники Amazon выходят на новые должности благодаря автоматизации, рассказывает The New York Times.
Число работников Amazon (на конец прошлого года их число достигло 341 тыс. человек) втрое превышает штат Microsoft и в 18 раз — Facebook. В сентябре ретейлер объявил, что планирует открыть вторую штаб-квартиру в Северной Америке, создав 50 тыс. новых рабочих мест.
Нисса Скотт начала работать на складе Amazon в конце прошлого года — в течение 10-часовой смены она укладывала пластиковые корзины массой 11 кг и размером с небольшой пуф. Теперь ее обязанности поручили роботу-манипулятору. Сейчас Скотт следит за работой нескольких таких устройств: она устраняет неисправности и проверяет наличие корзин. Она признается, что новая работа требует от нее умственных усилий и не повторяется.
В 2014 году Amazon начал внедрять роботов на своих складах. Компания устанавливала машины от компании Kiva Systems (ретейлер купил ее в 2012 году за $775 млн и переименовал в Amazon Robotics). Сейчас у Amazon более 100 тыс. роботов по всему миру, и компания не планирует останавливаться на достигнутом. Машины снижают трудоемкость работы на складах, а также уменьшают уровень налоговой нагрузки. При этом роботы повышают эффективность работы компании.
Мартин Форд
автор книги «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы»
«Совершенно верно — без этой автоматизации Amazon не смог работать с нынешним уровнем издержек. Возможно, компания не доставляла бы товары за два дня».
На одном из складов Amazon в американском городе Кент (штат Вашингтон) роботы перемещают грузы с посылками массой до 1,4 тонны. Большинство устройств самостоятельно передвигаются по складу. Рабочие складов помещают товары на стеллажи, которые забирают роботы. Затем машины перемещают стеллажи по складу и подъезжают к другой части склада, когда приходит время формирования посылки для отправителя.
Как рассказал изданию директор по операционной деятельности Amazon Дэйв Кларк, компания хочет, чтобы машины выполняли самые монотонные задачи. Это позволит людям делать работу, которая стимулирует их интеллектуально. При этом роботы снизили уровень усталости работников: из-за автоматизации людям не нужно много ходить, что повышает их эффективность. Внедрение машин повысило вместимость складов, а это увеличивает выбор для потребителей, добавляет издание.
Работники Amazon, которые раньше занимались упаковкой корзин, как и Нисса Скотт, прошли обучение в Amazon и стали операторами роботов. Другие сотрудники заняли должности на приемных станциях, где они сортируют большие ящики с товарами в корзины. Никто из сотрудников Amazon не потерял работу из-за автоматизации — в Amazon нашли новые должности для каждого, рассказал газете Кларк.
Однако по-прежнему открыт вопрос, что произойдет с приходом на рынок новых поколений роботов, отмечает The New York Times. Сейчас на складах Amazon существуют задачи, при выполнении которых люди опережают роботов: с момента внедрения роботов Kiva Amazon увеличил штат работников складов в США на 80 тыс. — всего их более 125 тыс. При этом в компании планируют и дальше увеличивать количество складского персонала.
Однако стартапы и исследователи по-прежнему работают над решением проблем, которые пока не позволяют роботам сравняться с людьми. А Amazon ежегодно спонсирует инновационный конкурс, который лишь поддерживает машины. По мнению Мартина Форда, картина занятости на складах Amazon изменится.
Мартин Форд
автор книги «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы»
«Я предполагаю, что эта технология в конечном итоге вытеснит многих людей с этих складов. Я бы не сказал, что в одночасье исчезнет огромное количество рабочих мест. Возможно, первым признаком станет не увольнение этих людей, а снижение темпа создания рабочих мест».
История показывает, что автоматизация повышает производительность, а в некоторых случаях стимулирует и потребительский спрос, что в конечном итоге создает больше рабочих мест, уверен директор по операционной деятельности Amazon. Он назвал мифом мнение, что автоматизация сводит к нулю рост рабочих мест.
Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru