Новое исследование показало, что у молодых женщин, сделавших недельный перерыв в использовании социальных сетей, значительно повысилась самооценка и улучшилось восприятие своего тела. Положительный эффект был особенно заметен у тех, кто наиболее подвержен идеализации худобы. Исследование, опубликованное в журнале Body Image, является первым, в котором специально изучалось влияние социальных сетей на восприятие собственного тела.
Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей, причем наиболее частыми их пользователями являются молодые женщины в возрасте от 18 до 29 лет. Эти платформы позволяют пользователям делиться изображениями и видео, и их просмотр часто приводит к сравнению себя с другими.
Предыдущие исследования установили связь между активным использованием социальных сетей и негативными последствиями для психического здоровья, включая негативное отношение к собственной внешности и низкую самооценку. Учитывая их популярность и потенциальный вред для психического здоровья, исследователи задались целью выяснить, может ли отказ от этих платформ повысить самооценку, особенно среди уязвимых групп населения.
В исследовании приняли участие 66 студенток Йоркского университета в канадском Торонто. Студентки в возрасте от 17 до 24 лет посещали вводный курс по психологии. Первоначально добровольцами стали 85 женщин, но 19 были исключены из-за несоблюдения требований или непосещения занятий. Окончательная выборка отражала разнообразный этнический состав: 28,8% южноазиатов, 18,2% европеоидов, 15,2% африканцев и так далее.
Участников разделили на две группы. Экспериментальной группе рекомендовали сделать недельный перерыв в использовании социальных сетей, а контрольной группе — продолжать общаться в социальных сетях в обычном режиме. Участники были случайным образом распределены по группам. Обе группы отслеживали использование социальных сетей с помощью приложения и провели две дистанционные сессии с исследователями — одну в начале и одну в конце недели.
Сначала студентки заполнили анкеты, позволяющие с помощью государственной шкалы, которая включает в себя самооценку результатов, социальную самооценку и самооценку внешности, определить уровень восприятия себя и собственного тела, а также степень идеализации стройности. Восприятие собственного тела измерялось с помощью шкалы образа тела, которая оценивает удовлетворенность своей внешностью. Идеализация худобы, или то, как человек оценивает стройных людей, измерялась с помощью социокультурного опросника «Отношение к внешности-3».
Затем участники экспериментальной группы получили советы, как ограничить использование социальных сетей, например выходить из приложений и установить блокировку приложений. Исследователи проверяли соблюдение режима отказа от социальных сетей, просматривая скриншоты использования приложений. Через неделю участники вновь встретились с исследователями, чтобы пройти все те же процедуры и обсудить свой опыт.
Результаты показали, что те, кто сделали недельный перерыв в использовании социальных сетей, продемонстрировали значительно более высокую самооценку и удовлетворенность своим телом по сравнению с теми, кто продолжал пользоваться социальными сетями. Это улучшение было заметно как в общей самооценке, так и в конкретных областях, таких как производительность, внешний вид и социальная самооценка.
«Статистик внутри меня был в восторге. В психологических исследованиях мы не часто видим такой значительный эффект, потому что человеческое поведение сложное и изменчивое, — объяснила профессор психологии Йоркского университета Дженнифер Миллс, соавтор работы. — Мы надеемся, что результаты этого исследования помогут защитить молодых людей и повлиять на компании, владеющие социальными сетями, с тем, чтобы пользователи имели больше возможностей для взаимодействия с этими платформами».
Положительное влияние на восприятие собственного тела зависело от исходного уровня идеализации худобы. Те, у кого он был выше, получили наибольшую пользу от отказа от социальных сетей.
Даже участники с уровнем ниже среднего продемонстрировали улучшение удовлетворенности своим телом, но эффект был сильнее всего выражен у тех, кто больше всего идеализировал стройность. «Мы учли это статистически, и даже после этого через неделю между группами все еще оставались значительные различия», — говорит Миллс.
Несмотря на многообещающие результаты, исследование имело свои ограничения. Недельный перерыв в посещении социальных сетей — относительно короткий срок, и долгосрочные последствия остаются неизвестными. Будущие исследования должны изучить влияние более длительных или повторяющихся интервалов и включить последующие оценки, чтобы понять, насколько долговременны эти преимущества.
Кроме того, участниками исследования были молодые женщины, которые согласились сделать перерыв в использовании социальных сетей, что может быть не характерно для населения в целом. Будущие исследования могут включать более разнообразные выборки с точки зрения пола, возраста и мотивации к сокращению использования социальных сетей. В будущих исследованиях также можно изучить механизмы, лежащие в основе того, как перерыв в общении с социальными сетями улучшает образ тела и самооценку.
Тем не менее данное исследование подчеркивает потенциал простого, не требующего больших затрат вмешательства для улучшения психического здоровья молодых женщин — отказа от социальных сетей. Оно подчеркивает их значительную роль в формировании самооценки и образа тела и предполагает, что временное отключение от этих платформ может нарушить цикл негативных социальных сравнений и неудовлетворенности своим телом.
Другие исследования показали, что вирусный контент усиливает угрозы обществу, разжигая моральную панику и усиливая выражение негодования. Концепция «моральной паники» — общественного возмущения по поводу предполагаемых угроз (например употребления марихуаны) — «нашла новую питательную среду» на платформах социальных сетей. Такие платформы усиливают потенциальные социальные угрозы, приводя к ежедневному возмущению по различным вопросам, от экономического коллапса до изменения климата.