Новости

Ученые из Университета Бата: игра на фортепиано повышает «производительность» мозга и снимает стресс

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Бата в Великобритании, показало, что обучение игре на музыкальном инструменте может улучшить способность мозга обрабатывать образы и звуки, а также поднять настроение. Даже во взрослом возрасте, когда пластичность мозга снижается, занятия музыкой повышают качество обработки информации.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, новички, которые брали уроки игры на фортепиано по одному часу в неделю в течение 11 недель, продемонстрировали значительное улучшение «распознавания аудиовизуальных изменений в окружающей среде» и сообщили о снижении уровня депрессии, стресса и тревоги.

В рандомизированном контрольном исследовании участвовал 31 доброволец. Они были разделены на три группы: те, кого обучали музыке, те, кто только слушал музыку (те же композиции, которые разучивала первая группа), и контрольная группа. Испытуемые без музыкальной подготовки занимались один час в неделю. Контрольной группе предложили в это время заниматься своими делами — читать или изучать что-то другое.

Ученые обнаружили, что уже через несколько недель после начала занятий у добровольцев улучшилась способность обрабатывать мультисенсорную информацию, то есть ту, которую человек получает через зрение и слух. Усовершенствованный «мультисенсорный процесс» приносит пользу практически любой деятельности, в которой мы участвуем, — от вождения автомобиля и перехода дороги до поиска кого-то в толпе или просмотра телевизора.

Эти мультисенсорные улучшения вышли за рамки музыкальных способностей. Благодаря обучению музыке испытуемые стали более точно обрабатывать аудиовизуальные данные при выполнении других задач. Те, кто брали уроки игры на фортепиано, показали большую точность в тестах, в которых нужно было определить, происходят ли звуковые и зрительные «события» одновременно.

Это могли быть как простые дисплеи, отображающие вспышки и звуковые сигналы, так и более сложные экраны, показывающие говорящих людей. Такой тонкой настройки когнитивных способностей не было у участников ни в группе слушателей музыки, ни в контрольной группе.

Результаты не ограничились улучшением когнитивных способностей — у добровольцев после эксперимента также снизились показатели депрессии, тревоги и стресса. Ученые из Университета Бата предполагают, что обучение музыке может быть полезным для людей с проблемами психического здоровья.

«Мы знаем, что игра и прослушивание музыки часто приносят радость в нашу жизнь, но в этом исследовании мы хотели узнать больше о прямом влиянии короткого периода обучения музыке на наши когнитивные способности», — пояснила когнитивный психолог и специалист по музыке доктор Карин Петрини с факультета психологии Университета Бата.

Она резюмировала: «Научиться играть на таком инструменте, как фортепиано, — сложная задача: музыкант должен читать партитуру, генерировать движения и следить за слуховой и тактильной обратной связью, чтобы корректировать свои дальнейшие действия. С научной точки зрения, этот процесс сочетает визуальные и слуховые сигналы и приводит к мультисенсорной тренировке. Результаты нашего исследования показали, что это оказывает значительное положительное влияние на то, как мозг обрабатывает аудиовизуальную информацию даже во взрослом возрасте, когда пластичность мозга снижена».