Новости

Исследование: инвесторы хуже оценивают стартапы, которые питчат первыми

Фото: iStock

Исследования показывают: в условиях конкурса порядок выхода участников может существенно повлиять на оценку судей. Это касается и ситуации, когда несколько стартаперов бьются за внимание инвестора.


Например, в некоторых музыкальных и спортивных соревнованиях конкуренты, идущие последними, имеют преимущество. В то же время, когда речь идет о продажах, выйти первым часто значит победить. Как влияет порядок стартаперов на питчинге, разобрался Harward Business Review.

Специалисты наблюдали за серией из четырёх конкурсов стартапов с участием студентов-предпринимателей. На всех присутствовали инвесторы, которые оценивали от 15 до 22 стартапов. В ходе эксперимента выяснилось, что первые несколько выступающих и их проекты всегда оценивались ниже последующих.

Это условие сохранялось при любых конфигурациях. К тому же все участники питчинга были изолированы от инвесторов в отдельном зале, а потому не имели возможности получить какое-либо преимущество, наблюдая и извлекая уроки из реакции судей на предыдущие выступления.

Но почему первые несколько предпринимателей стабильно получали более низкие оценки? Возможно, судьям требовалось время на раскачку. Однако точного ответа на этот вопрос у исследователей нет — они лишь выявили взаимосвязь.

Что это значит для предпринимателей

К сожалению, не всегда удаётся выбрать место в очереди на презентацию проекта. Но если у вас есть такая возможность, постарайтесь оказаться во второй половине. Некоторым предпринимателям эта позиция может показаться неправильной. Ведь выйти первым значит показать свою инициативность и решительность — черты, которые обычно свойственны основателям стартапов.

Однако исследование HBR чётко показывает: когда дело касается питчинга, прыгать в бассейн с акулами первым не стоит. Это просто не окупится.

Что это значит для инвесторов

Инвесторы стремятся принимать рациональные решения — от этого зависит их благосостояние. Поэтому исследователи советуют им внимательно отнестись к результатам проведённого эксперимента. Если вы будете знать, что по статистике первые несколько участников питчинга получают меньше симпатий, вы сможете сознательно противодействовать этому.

Не позволяйте такой бессмысленной теме, как порядок презентации, повлиять на вашу оценку и заставить упустить хорошую возможность для инвестиций.