Психологи объяснили, почему нас пугают мысли о возвращении к обычной жизни после карантина
На карантине многие люди скучают и хотят скорее вернуться к привычной жизни. Однако, как ни парадоксально, возникает тревога из-за снятия ограничений после долгой изоляции. Какой будет жизнь? Работа? Общение с друзьями? Психологи считают, что понимание эмоций поможет успешно перейти на новый жизненный этап.
В течение многих месяцев мы находились в состоянии экзистенциальной неопределённости, что привело к огромному стрессу, говорит BBC доктор Карен Кэссидей, клинический психолог и управляющий директор Центра лечения тревожности в Большом Чикаго. «Наши тела застряли в реакции на стресс „бей или беги”, и это приводит к ощущению усталости, грусти и раздражительности», — объясняет Кэссидей.
Эти эмоции не исчезнут волшебным образом после карантина. По мнению психолога, в обозримом будущем люди продолжат «страдать от того же, что и сейчас, только с меньшей социальной изоляцией». Возвращение на работу вернет упорядоченность и структуру в режим дня, но не избавит от чувства бессилия перед вирусом.
Преимущества самоизоляции сделают выход из карантина более стрессовым. В этот период люди больше спали, так как не нужно было ездить в офис, много времени проводили с семьёй и испытывали меньше социального давления, отмечает доктор Дэвид Розмарин, основатель Центра тревожности в Нью-Йорке и доцент кафедры психиатрии Гарвардской медицинской школы.
Розмарин считает, что после карантина симптомы депрессии, тревоги, раздражительности и даже гнева будут сохраняться в течение нескольких месяцев. Кэссидей согласна с коллегой: изоляция позволила перейти в более спокойный и мирный ритм жизни. «Спешить на работу и стоять в переполненных поездах — это стресс и, скорее всего, не идеальная ситуация для любого человека».
По словам учёных, до выпуска вакцины людям придётся по-новому взаимодействовать в общественных пространствах, офисах и транспорте, соблюдая социальное дистанцирование. Так мы еще не жили, и эти требования пугают.
Попытки меньше тревожиться только ухудшат состояние, говорит Розмарин. Цель не в том, чтобы убедить себя, что всё нормально, а в том, чтобы признать тревогу. Психиатр советует тем, кто испытывает социальное волнение, наоборот, идти на контакт: не избегать прохожих, разговаривать с коллегами.
Другими словами, делать то, что неудобно. Тревога не убивает, но реакция на неё может повлиять на то, насколько человек устойчив, поясняет Розмарин.
«Мозг и тело не могут отличить ложную тревогу от настоящей, которая сигнализирует об опасности. Мозг реагирует на страшный фильм так же, как если бы на вас ехал автобус», — уточняет Кэссидей. Ослабить волнение могут методы релаксации, например йога или медитация.