Новости

Нулевую пошлину на ввоз электромобилей могут продлить до 2024 года

Беларусь предложила Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) продлить до 31 декабря 2023 года действия нулевой ставки таможенной пошлины на ввоз электромобилей. Об этом «Ведомостям» рассказал директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.

По словам Казаряна, предложение было передано участникам Евразийского экономического союза (помимо России и Беларуси, в него входят Казахстан, Армения, Киргизия) для формирования позиций.

Пошлину обнулили в мае 2020 года, чтобы стимулировать создание зарядной инфраструктуры, а также из-за отсутствия производства в ЕАЭС электромобилей и скачка курсов нацвалют. Она действует до конца 2021 года.

В конце мая «Коммерсант» писал, что, несмотря на планы правительства России по поддержке развития рынка электромобилей, ни одна из стран союза не выступила за продление нулевой ставки пошлины и с 2022 года при ввозе придется заплатить 15% от таможенной стоимости машины.

Единственным активным проектом развития электротранспорта в России остается московский электробус. К концу 2021 года в столице появятся 600 электробусов «Камаз», более 200 уже поставила группа ГАЗ. С легковыми электромобилями ситуация сложнее.

По данным аналитического агентства «Автостат», за пять месяцев с начала года россияне купили всего 650 легковых электромобилей. Это в семь раз больше, чем в январе — мае 2020 года, и в 5,5 раза — чем за тот же период 2019 года.

Однако до масштабов европейского рынка далеко: по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в 26 странах ЕС за первое полугодие было продано 356469 электромобилей, рост составил почти 130%.

Сейчас в России нет массового производства легковых электромобилей. В 2011 году «АвтоВАЗ» на базе Lada Kalina выпустил электромобиль Ellada. Он мог проехать на одной зарядке до 140 км и стоил более 1 млн руб. Всего было выпущено около 100 таких машин.

Существует еще два проекта компактных электромобилей — Zetta предпринимателя Дениса Щуровского и «Кама», разработанная «Камазом» совместно с Петербургским политехническим университетом (СПбПУ). Первый пока не может найти финансирование для старта производства, по второму проекту также идет проработка организации производства и привлечения инвестиций.

Минэкономразвития и Минпромторг разрабатывают концепцию производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Проект концепции, который есть у «Ведомостей», предполагает, что к 2024 году в стране будет не менее 25 тыс. электромобилей и не менее 9,4 тыс. зарядных станций. К 2030 году производители должны выпускать примерно 250 тыс. электромобилей в год (10% от общего объема в стране), а зарядных станций должно быть не менее 72 тыс.

«Считаем, что обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили с электродвигателем не способствует инвестициям в производство транспортных средств с низким углеродным следом, а также компонентов для них», — сказал «Ведомостям» представитель Минпромторга.

Ассоциация развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры, наоборот, поддерживает предложение белорусской стороны, сказала изданию ее председатель Ия Гордеева.

«Развитие рынка — первый этап развития электромобильности в любой стране. Чтобы люди попробовали и смогли понять, что такое электромобиль, нужно сначала продлить нулевую пошлину. Если сейчас вернуть пошлину, рынок прекратит расти», — сказала она.

При этом, по ее словам, продление нулевой пошлины на электромобили нужно лишь не более чем на 1–2 года, поскольку российским производителям необходимо развивать свое производство.