Новости

В России в 2019 году впервые резко выросли предпринимательские настроения и активность

Фото: iStock

В 2019 году число россиян, которые занимаются созданием и развитием новых компаний, достигло рекордного значения — это 9,3% населения страны.


Индекс людей, которые занимаются предпринимательством в России, оказался рекордным и составил 9,3% трудоспособного населения страны, говорится в новом отчёте проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) за 2019 год.

В создание нового бизнеса вовлечены 10,2% мужчин и 8,6% женщин — это рекордные показатели за все 14 лет наблюдения. Доля людей, чей бизнес присутствует на рынке больше 3,5 лет, составила 5,1% трудоспособного населения страны.

В 3 раза выросли и предпринимательские намерения — о желании запустить свой бизнес сказали 14% опрошенных. В прошлые годы Россия занимала по этому показателю последнее место (заниматься бизнесом хотели не больше 5% участников), а теперь она поднялась на 9 позиций и находится на одном уровне с Нидерландами (12%), Германией (12,5%) и Грецией (14%).

Около 40% собирающихся открыть свое дело — это уже действующие предприниматели, которые думают о втором бизнесе.

Предприниматели в России стали лучше оценивать условия для создания нового бизнеса — этот показатель поднялся на 7% и достиг рекордного значение с 2009 года (29,6%). Несмотря на положительный тренд, Россия заняла 48 место из 50, ниже только Япония и Беларусь. Наиболее оптимистично возможности для открытия бизнеса оценивают жители Польши (87,3%), Индии (83,1%) и Швеции (79,8%).

Почти треть (31,4%) опрошенных считает, что в России легко открыть свой бизнес. Показатель вырос с 21,3% в 2018 году. Это может быть связано с тем, что процедура создания новых фирм упростилась, а население больше узнало о том, как развивать своё дело, считают авторы исследования.

В 2019 году 73,7% россиян сказали, что предприниматель имеет высокий статус в обществе. 70,8% признали, что предпринимательство — это удачный выбор карьеры.

Показатели растут за счет публикаций о предпринимателях, которые смогли создать компанию с нуля и стать лидерами в своих отраслях бизнеса, отмечают исследователи. 61,5% россиян считают, что СМИ часто освещают истории успеха. Респонденты, которые положительно ответили на вопрос о влиянии СМИ, оценили статус предпринимателя в 5 раз выше.

Пандемия может внести свой вклад в рост показателей — в первую очередь за счёт тех, кто вынужденно займётся бизнесом, не сумев найти новую работу по найму.

«Во время прошлых кризисов доля тех, кто создавал новые бизнесы, в странах со средним уровнем экономического развития не только не снижалась, но и росла, в первую очередь за счёт увеличения тех, кто вынужденно становился предпринимателем», — сказала директор Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Дергунова в разговоре с «Коммерсантом».