На российском рынке товаров бытовой техники образовался профицит после крупных закупок весной и летом 2022 года. Но покупательский спрос в настоящий момент падает, и эксперты считают, что 2023 год для рынка будет хуже, чем предыдущий.
Что случилось
Производители и поставщики бытовой техники сообщили о профиците товара на российском рынке из-за ажиотажного спроса весной 2022 года, передает «Коммерсант» со ссылкой на опрошенные компании. Тогда ретейлеры начали заказывать технику, опасаясь дефицита, перебоев поставок и прекращения сотрудничества, в том числе со стороны китайских компаний, продукции которых на складах оказалось больше всего.
Собеседник на рынке уточнил, что сети начали активно и объемно закупать товар после отказа крупнейшего морского перевозчика Maersk сотрудничать с Россией в марте 2022 года. К тому же, добавляет источник, поставщики прошлым летом после весеннего ажиотажа заказали еще больше техники, но из-за логистических проблем она прибыла с полугодичным опозданием.
Тренд подтвердили в дистрибьюторе IT-оборудования «Марвел-Дистрибуции» и российском филиале китайского производителя бытовой техники Candy-Hoover Group. В «Ситилинке» и «М.Видео-Эльдорадо» заявили, что не наблюдают избытка продукции.
Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) («М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Ситилинк», Samsung и другие крупные бренды) Антон Гуськов сказал, что крупные сети магазинов электроники «четко и скрупулезно относятся к закупкам товара, используя при этом серьезный аналитический подход». По этой причине они не ощущают переизбытка товаров.
Контекст
После начала «военной спецоперации» России на Украине 24 февраля 2022 года российский рынок начали массово покидать зарубежные бренды разных категорий — электроники, одежды, продуктов. Россияне, чтобы успеть купить товары уходящих компаний, образовали ажиотаж: увеличился спрос на наличные, продукты питания, электронику.
Почему это важно
Собеседник «Коммерсанта» среди производителей бытовой техники сказал, что участники рынка не собираются стимулировать спрос через снижение цен, но и увеличивать их не планируют, несмотря на падение стоимости рубля. По данным Holodilnik.ru, благодаря ажиотажу в феврале — марте рынок бытовой техники в 2022 году в деньгах вырос до 445 млрд руб. против 418 млрд руб. в 2021-м.
Мнение
Коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов ожидает, что в 2023 году рынок упадет на 10%. Аналогичной оценки придерживается и гендиректор компании-производителя бытовой техники Kuppersberg Дмитрий Шашкин.
Управляющий директор профильного направления «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин утверждает, что покупательский спрос падает и предпосылок к его восстановлению не предвидится. По его мнению, 2023 год будет «менее удачным, чем предыдущий». Эксперт также предсказывает падение рынка на 5—10%.
Глава российского представительства китайского производителя бытовой техники Candy-Hoover Group Глеб Мишин дает менее оптимистичный прогноз: падение на 30% в натуральном выражении.
Узнайте больше
Ранее об аналогичном профиците сообщили российские дистрибьюторы электроники: по их данным, в стране миллион нереализованных ноутбуков брендов MSI, HP, Xiaomi, Haier, F+ и Prestigio, массово закупленных весной 2022 года.