Исследования показывают, что пандемия и кризис спровоцировали рост психических проблем у населения в разных странах. Ученые Инсбрукского университета выяснили, что помогает людям справиться со стрессом и пережить кризис.
Чтобы определить масштаб психологических проблем, а также факторы, которые помогают людям справляться со стрессом, исследователи из Инсбрукского и Берлинского университетов провели комплексное количественное исследование. Оно проводилось с 10 апреля по 28 мая и затронуло 1538 участников из Австрии и Германии.
Респондентам предложили заполнить онлайн-анкеты, в которых они рассказали об условиях жизни и своем восприятии ситуации, связанной с пандемией. Также исследователи проанализировали различные характеристики психического здоровья участников, сделав упор на то, в чем они видят смысл в жизни, насколько сильны их жизненные установки и насколько люди способны проявлять самоконтроль.
«В исследовании мы изучили, как наличие в жизни человека осмысленности, четких установок влияет на людей в период строгой изоляции и после. Мы поставили задачу выяснить, помогали ли такие установки лучше справиться с ситуацией. Во-вторых, мы хотели выяснить, как на поведение человека влияет самоконтроль: насколько хорошо люди могли ограничивать свои потребности и адаптироваться к исключительной ситуации», ― рассказывает Татьяна Шнелл, профессор Университета Инсбрука.
В процессе исследования его авторы обнаружили, что более высокую устойчивость к кризису проявляют пожилые люди. Данные опроса свидетельствуют, что пожилым участникам исследования приходилось бороться со значительно меньшим количеством негативных психологических последствий, чем молодым. Ученые объясняют это тем, что с возрастом люди более осмысленно подходят к жизни в целом.
Люди, у которых наблюдались более сильные и четкие жизненные установки, в целом реже других сообщали, что испытывают сильные психологические проблемы. Полезной для психического благополучия оказалась и способность к самоконтролю, отмечают авторы работы.
Ученые также выяснили, что люди реже испытывали психологические проблемы во время строгой изоляции. При этом снятие ограничений не только не улучшило ситуацию, а наоборот в ряде случаев ее усугубило.
«Одним из источников беспокойства являются экономические трудности. Кроме того, наши данные указывают на возможную связь с неоднозначностью ситуации: во время жестких ограничений в начале пандемии ситуация была понятна всем. Существовали четкие инструкции, и все, можно сказать, были в одной лодке. Эта атмосфера, вероятно, оказала положительное влияние на многих людей», ― отмечает Шнелл.
В последнее время авторы работы, напротив, зафиксировали усиливающийся «кризис смыслов» и снижение способности к самоконтролю. Они связывают это с тем, что в последние месяцы риторика правительств стала менее понятной и открытой, а значение предпринимаемых мер ― менее очевидным. В этой ситуации людям сложнее сохранять самоконтроль в долгосрочной перспективе, отмечают авторы работы.
Они рекомендуют официальным лицам, ответственным за принятие решений и коммуникацию с населением, действовать на основе «широкого участия». Это значит, что правительства должны принимать во внимание разные точки зрения, учитывая не только медицинские и экономические данные, но социокультурные факторы. Это позволит людям самостоятельно принимать «информированные решения», указывают исследователи.