Qiwi планирует выйти на российский рекламный рынок. По данным компании, сделка позволит сразу получить лидирующие позиции и диверсифицировать бизнес.
Финансовый сервис Qiwi приобрел рекламное агентство Realweb, которое специализируется на digital-рекламе, сообщается в пресс-релизе. Сумма сделки не раскрывается, но, как рассказал Forbes совладелец Realweb Эмин Аветисян, она «в пределах рыночной стоимости». По условиям сделки, Qiwi приобретет 78% в Realweb, еще 22% будут куплены в течение шести месяцев.
Источник Forbes, близкий к Realweb, рассказал, что до начала «военной спецоперации» на Украине «крупный европейский игрок» оценил бизнес компании «в восьмизначную сумму в долларах», однако сделка сорвалась.
Аветисян рассказал, что выручка Realweb за 2022 год составила 24 млрд руб. Главный исполнительный директор сервиса исследований инвестиций в маркетинг DigitalBudget Александр Степанов считает, что это примерно 8–10% всего российского рынка интернет рекламы за текущий год. Учитывая эти показатели, он оценивает сделку Realweb c Qiwi в 1–2,5 млрд руб. ($16–40 млн).
В отчетности за III квартал Qiwi указала, что приобретет компанию, работающую в сфере цифровой рекламы, за сумму менее 10% от доступных компании денежных средств (на конец III квартала они составляли $700 млн).
В 2013 году Realweb привлекла $3,5 млн инвестиций от фонда iTech Capital. Тогда компанию оценили в $12 млн, а iTech Capital получил долю в 25%. Кроме iTech Capital, у группы Realweb пятеро совладельцев — Василий Лазука, Максим Виноградов, Иван Хмелевской, а также Эмин и Олеся Аветисяны.
Как сообщило агентство Forbes, все доли акционеров будут проданы Qiwi. После сделки Лазука, Виноградов и Хмелевской выйдут из бизнеса Realweb. Олеся и Эмин Аветисяны вместе с Qiwi «формируют совместные планы по развитию агентства». Вся команда компании перейдет в Qiwi, уточнил Аветисян.
Генеральный директор Qiwi Андрей Протопопов объясняет, что сделка поможет компании диверсифицировать бизнес и выйти на рекламный рынок сразу на лидирующих позициях.
По данным Ассоциации Коммуникационных агентств России, объем рекламного рынка в 2021 году был рекордным — 578 млрд руб. Из них 314 млрд руб. приходились на рекламу в интернете. После начала «военной спецоперации» на Украине рынок начал сокращаться. По подсчетам рекламной группы OMD OM Group, каждый месяц индустрия теряла примерно 5% в годовом исчислении. По мнению директора по стратегическому консалтингу Data Stories Булата Ламбаева, по итогам 2022 года объем рынка цифровой рекламы снизится примерно на 20%, до 251 млрд руб.
Realweb — группа компаний, которая предоставляет услуги в области цифрового маркетинга и рекламы. Ее основали в 1998 году. Она позиционирует себя как «digital-агентство полного цикла» (создание медийной и видео-рекламы, размещение контекстной рекламы, SEO-продвижение, SMM, и т. д.).
Узнайте больше
В начале ноября коммуникационные и блогерские ассоциации разъяснили правила маркировки рекламы в соответствии с новым законом, принятым 1 сентября. Теперь маркировать нужно всю рекламу в интернете, а данные о ней передавать операторам рекламных данных. Для видеорекламы должны использоваться «текстовые идентификаторы».