Новости

Российский рынок шеринговых сервисов достиг 230 млрд рублей

Фото: iStock

Размер рынка шеринговых онлайн-сервисов в России за прошлый год подскочил на 20% и достиг 230 млрд рублей. Российский рынок торговли между частными лицами в прошлом году достиг 295 млрд рублей. Чтобы достичь этого показателя, шеринг-сервисам в России потребуется меньше 18 месяцев. О рынке шеринг-сервисов в России журналу Forbes рассказал вице-президент консалтинговой компании PBN Hill+Knowlton Strategies Антон Губницын.


Экономика совместного пользования позволяет проехаться на автомобиле, найти жилье для путешествий или привлечь деньги для проекта. Существуют и другие проекты вроде аренды перфораторов и стартапы по выгулу собак, которые делают жизнь людей проще. В центре каждого из шеринг-сервисов находится сообщество, члены которого генерируют спрос и предложение. Экономика совместного пользования строится на отношениях между людьми и доверии к незнакомцам.

Участники сообществ, которые выполняют услуги, получают не менее 85% от объема рынка шеринга. В России исполнители за прошлый год заработали 195 млрд рублей или менее девяти тысяч рублей на человека в год. Успех таких платформ — в возможности сэкономить. Кроме того, такие проекты открывают источник дополнительного дохода тем, кто может оказывать услуги. Популярности сервисам добавляет скорость оказания услуг и эффективное использование ресурсов.


Антон Губницын

вице-президент консалтинговой компании PBN Hill+Knowlton Strategies

«Экономика совместного пользования — новая социально-экономическая модель, которая влияет на потребление товаров и услуг революционным образом. Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование стала реальностью».

Рост рынка шеринговых сервисов — золотая жила для стартапов. А успешные проекты создают многочисленные клоны. Так, осенью прошлого года в Москве появилось приложение PapaJobs от бывшего менеджера Gett, который хорошо знаком с рынком труда и автоперевозками. При этом шеринг-сервисы полезны государствам, так как они повышают уровень доходов конечных пользователей и разгружают бюджеты от дополнительных соцвыплат, отмечает Губницын.

В российском законодательстве еще нет определения экономики совместного пользования, а регулирование происходит лишь в отдельных отраслях. Однако при регулировании всех шеринг-сервисов в России возникает несколько проблем: лицензирование, налоги, а также качество услуг.

Вопрос лицензирования на рынке по-прежнему открыт: ряд услуг в России требует лицензий и разрешений. Однако шеринговая платформа представляет собой агрегатор, который связывает членов сообщества. То есть необходимость получать лицензии лежит на исполнителях. Ответственность шеринг-сервисов заключается в установлении правил, которые отражают требования законодательства. Губницын отмечает, что введение налога на деятельность в рамках шеринг-сервисов лишит ее экономического смысла. А качество услуг в шеринг-сервисах регулируют сами пользователи: оценки клиентов влияют на рейтинг исполнителя и создают ему онлайн-репутацию, которая служит базой для доверия к незнакомому человеку.

К маю 2018 года в России должны разработать законопроект, который будет следить за соблюдением баланса прав и обязанностей участников шеринг-сервисов, а также поддерживать экономику совместного потребления.

По мнению Губницына, при регулировании экономики совместного пользования государство должно принимать на себя лишь те регулирующие функции, которые не может обеспечить рынок. Регулирование этих сервисов не может работать по правилам смежных отраслей (например, такси или банки). «Традиционное лицензирование, разрешения и проверки автоматически закроют экономику совместного пользования», — считает вице-президент консалтинговой компании PBN Hill+Knowlton Strategies.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!