Россия значительно отстала от сопредельных государств в развитии рынка цифровых финансовых активов (ЦФА), несмотря на принятие профильного закона одной из первых, заявил председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов на форуме АКРА «Цифровые финансы: новая экономическая реальность», передают «Ведомости». Белоруссия, Киргизия и Узбекистан сегодня опережают страну в этой сфере, а российские граждане активнее используют инфраструктуру этих государств, отметил эксперт.

Ключевая проблема заключается в подходе к регулированию. Швецов напомнил о принципе диалектики «от количества к качеству»: рыночные силы сначала накапливают опыт, из которого затем формируются качественные подходы. «Мы же сразу пытаемся без количества найти качество, потому что регулятор лучше знает, как надо, и мы не готовы дать рынку поэкспериментировать», — констатировал он. По мнению спикера, на цифровом рынке важно регулировать опыт, «чтобы убрать негатив», а не будущее.
Швецов отметил разрушение изначальной парадигмы закона о ЦФА, принятого 31 июля 2020 года. Концепция предполагала существование платформ с блокчейном и операторов обмена, объединяющих эти платформы. Однако регулятор позволил операторам информационных систем не подключать операторов обмена по своему усмотрению. Результатом стал фрагментированный рынок, живущий в замкнутой конкуренции.
Читайте также
Платформы построили собственные блокчейны вместо использования открытого программного обеспечения. «В результате мы имеем некий зоопарк, то же самое, как если бы каждый отрезок железной дороги принадлежал разной компании и все решили разную ширину рельсов взять», — пояснил Швецов. Он привел пример Гонконга и ОАЭ, где сегодня используются open source решения для блокчейна, автоматически обеспечивающие совместимость токенов.
Председатель комиссии по ЦФА Торгово-промышленной палаты России Олег Ушаков согласился с оценкой ситуации. Регулирование изначально установило очень жесткие и нелогичные рамки, отметил эксперт. Фактически в стране работают только долговые ЦФА, другие инструменты на блокчейне не выпускаются. Отсутствие функциональной совместимости платформ дополнительно фрагментирует рынок, а вопрос легального приобретения криптовалюты в отечественной инфраструктуре до сих пор не решен.
Руководитель целевой группы BRICS Payments & Fintech Делового совета БРИКС Андрей Михайлишин указал на два недостатка российского закона. Первый — предположение о создании неограниченного числа несвязанных платформ по выпуску активов. Второй — полное отрицание публичных блокчейнов, эмиссия в которых дает международную интероперабельность. У других стран есть шлюзы с открытым блокчейном, констатировал эксперт.
В это время рынок цифровых активов Казахстана демонстрирует положительную динамику. Объем «белого» казахстанского рынка цифровых финансовых активов на горизонте 2025–2026 годов может составить более $2 млрд в год, а к концу 2025 года число легальных пользователей криптобирж достигнет 650 тыс. человек. Казахстан проходит масштабную реформу регулирования цифровых активов. Национальный банк приступил к комплексному регулированию крипторынка, подготовив поправки в законодательство, которые формируют правовую основу оборота цифровых активов.