Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Россияне не отказываются от общения с коллекторами


Только в 1,5% случаев должники пользуются правом отказаться от общения с коллекторами в соответствии с законом о защите интересов физических лиц при взыскании просроченной задолженности (вступил в силу 1 января 2017 года), свидетельствуют данные опроса более 700 сотрудников коллекторского агентства «Сентинел кредит менеджмент» («дочка» Альфа-банка). Об этом пишут «Ведомости». 



Данные «дочки» Альфа-банка подтверждает гендиректор «Активбизнесколлекшн» (дочернее предприятие Сбербанка) Дмитрий Теплицкий. «По моей статистике (данные „Активбизнесколлекшн” и опрос крупнейших компаний, входящих в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, НАПКА), на конец января должники только в 1% случаев отказывались от общения, на конец февраля эта цифра выросла до 3%, к концу марта будет 5%», — сообщил газете Теплицкий. По его прогнозам, к концу 2017 года количество отказов вырастет до 20–30%. Это приведет к тому, что по всем отказникам кредиторы будут сразу обращаться в суд, что усилит нагрузку на суды и в конечном счете на Федеральную службу судебных приставов (ФССП).

В среднем по рынку уровень отказов от общения составляет сейчас около 1% и зависит от качества долгового портфеля, приводит издание слова директора НАПКА Бориса Воронина. Он также ожидает роста показателя в ближайшее время, поскольку еще не все должники узнали о такой опции и научились ею пользоваться. При этом Борис Воронин прогнозирует, что к концу года доля отказов не превысит 3—4%. По его словам, новый закон настолько жестко регулирует количество контактов и другие действия кредитора и взыскателя, что добросовестному заемщику не потребуется отказываться от взаимодействия с коллекторами. Воронин, добавил, что оформление отказа может помещать должнику оставаться в курсе предложений и планов кредитора. Кроме того, подобное решение физического лица станет отрицательным фактором при попытке получения следующего кредита или займа. 

Процедура отказа от взаимодействия достаточно простая, рассказал изданию председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Должник должен написать заявление, которое можно передать через нотариуса, отправить по почте или вручить под расписку, объяснил он. Столь низкую долю отказов он связывает с низкой финансовой грамотностью населения. По мнению Олевинского, бану не так важно, есть ли в кредитной истории заемщика упоминание об отказе взаимодействовать с коллекторами или нет. Если должник откажется от взаимодействия с коллекторами, то последствия для него могут быть в том, что он не сможет договориться с коллекторами о скидке по кредиту.

Количество должников, которые приняли решение не возвращать долги из-за вступления закона в силу, по сравнению с общим кредитным портфелем минимально, пояснил газете зампред правления «Сентинела» Александр Савинов. По сравнению с 2015 годом количество платящих должников в 2016 году увеличилось на 5%, в декабре прошлого года показатель вырос на 9,5%.

Издание напоминает, что новый закон запрещает коллекторам звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом должник вправе отказаться от переговоров с коллекторским бюро.

Ранее Inc. рассказывал о перспективах на рынке коллекторских услуг после вступления закона в силу.

В январе ФССП опубликовала реестр легальных коллекторских агентств, которые могут собирать долги у россиян. Судебные приставы активно проводят внеплановые проверки коллекторских агентств, в ходе которых проверяется соответствие сотрудников установленным требованиям. Для обхода ограничений на контакты с должниками коллекторы обращаются в суды. Сложности на рынке привели к возобновлению сделок по слиянию и поглощению коллекторских агентств.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России