Число россиян, готовых открыть свой бизнес, за прошедший год сократилось. Сильнее всего интерес к предпринимательству снизился в Москве и в городах- миллионниках — до 5%. Такие данные приводит в своем отчете международная исследовательская компания Ipsos. Авторы отчета связывают это с последствиями пандемии. Inc. Russia ознакомился с результатами исследования.
Опрос проводился в период с 31 мая по 16 июля 2021 года, в нем приняли участие 5,5 тыс. россиян в возрасте старше 16 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. Участники исследования должны были подтвердить или опровергнуть утверждение «Я уверен (а), что смог (ла) бы основать собственную компанию». Впервые такой вопрос был задан респондентам в 2020 году.
В Москве во втором квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля тех, кто уверен, что он способен основать свою компанию, упала на 5 процентных пунктов — с 41% до 36%. В Санкт-Петербурге интерес к предпринимательству остался на прежнем уровне: на вопрос о готовности основать свой бизнес утвердительно ответили 35% респондентов, столько же было и в 2020 году. А вот в регионах ситуация ухудшилась: если в 2020 году в городах-миллионниках были готовы стать предпринимателями 39%, то в 2021 году утвердительно ответили только 36%.
Мужчины более уверены в том, что способны основать свою компанию, чем женщины, следует из результатов опроса. При этом доля мужчин готовых начать свой бизнес во втором квартале 2021 года упала на на 4 п. п. по сравнению с тем же периодом в прошлом году — с 42% до 38%. Поколениям Z (16–25 лет) и Y (26–40 лет) идея основать собственную компанию кажется более привлекательной, чем для 16+ в целом. Из данных видно, что почти не упал «предпринимательский энтузиазм» у поколения Z, где «подушку безопасности» еще дают родители, а обязательств в виде собственных семей, детей у многих еще нет, отмечает директор по маркетингу Ipsos в России Мила Новиченкова. А вот доля заинтересованных в открытии своего бизнеса у поколения Y сократилась на 4 п. п., с 46% до 42%: «Поколение Y уже зачастую имеет семьи, обязательства перед детьми и возрастными родителями и больше других нуждается в стабильности. Они задумываются, так ли уж привлекательно предпринимательство, где свобода идет вместе с такими высокими рисками».
Важно, что уверенность в собственных предпринимательских способностях снизилась как у работающего населения (с 40% до 37%), так и у безработных (с 32% до 30%). А вот среди работников в отпуске по уходу за ребенком доля желающих открыть свой бизнес оказалась значимо выше, чем по выборке в целом (47%). При этом за год не произошло значимых изменений. Пандемия мало повлияла на статус этих молодых родителей: здесь предпринимательство означает еще и ценную социализацию, говорит представитель Ipsos.
Падение уверенности, что люди могут основать свой бизнес, очевидно, объясняется пандемией COVID-19, объясняет Мила Новиченкова: «На глазах у населения множество бизнесов были вынуждены закрыться или потеряли доходы из-за локдаунов и из-за ухудшения финансового положения своих клиентов, — говорит она. — Многие у нас верят, что быть предпринимателем — это свобода от начальника сверху. Только эта свобода еще требует быть быстрыми и гибкими, иметь «подушку безопасности» — и финансовую, и в виде возможности тестирования различных инновационных решений, которые можно быстро развернуть при изменении внешних обстоятельств. С тех, кто пребывал в иллюзиях о предпринимательстве, пандемия сняла «розовые очки».
Столицу сильнее всего затронули ограничения: в процентном исчислении московский бизнес пострадал не сильно, этому способствовали меры поддержки, объясняет снижение интереса к предпринимательству руководитель Центра правовой поддержки бизнеса московской «Деловой России» Алексей Мишин. Однако в количественном отношении даже пара-тройка процентов закрывшихся компаний — это десятки тысяч ООО и ИП», — рассуждает Мишин. По его словам, тот факт, что каждый москвич столкнулся с закрытием знакомого кафе, ресторана, парикмахерской, поубавил оптимизма в отношении предпринимательских перспектив.
Впрочем, такие пессимистичные результаты опроса могут быть связаны еще и с тем, что в выборку попали не только предприниматели, но и те, кто в принципе далек от бизнеса, отмечает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. По ее словам, число тех, кто решился открыть свой бизнес по франшизе, в Москве увеличилось год к году на 6%. Однако в основном сети растут за счет тех, у кого уже есть опыт в бизнесе или свое дело. Например, франчайзеры стали получать очень много заявок от владельцев площадей: арендаторы съехали, и владельцы стали искать, чем занять пустующие площади, объясняет Рождественская.
Текущий кризис — прежде всего высочайшая степень неопределенности: никто не может предсказать, как надолго с нами эпидемия и какие ограничения в какой момент и в каких отраслях могут быть введены, рассуждает Алексей Мишин. В такой ситуации большинство, включая самих предпринимателей, пытаются держаться консервативных стратегий, что видно по потребительскому поведению и по тенденциям на рынке труда, продолжает Мишин: «Теперь люди крайне осторожно меняют работу, очень тщательно подходя к выбору вакансий. Неудивительно, что число людей, уверенных, что смогут достичь успеха в бизнесе, сократилось».