Игровые и образовательные проекты виртуальной реальности начали активно продавать франшизу — за последние семь месяцев количество таких предложений заметно выросло. Чаще прочих партнерам предлагают открыть небольшие заведения с инвестициями до 1,5 млн руб. в один объект. Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что такие проекты вряд ли долго просуществуют на рынке — их бизнес-модель менее устойчива, нежели у крупных парков виртуальных развлечений.
Количество работающих по франшизе компаний в сегменте виртуальной реальности с начала года увеличилось на 24%, об этом Inc. Russia рассказала эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. Она объясняет такую динамику появлением на рынке небольших, площадью до 15 кв. м, подходящих для торговых центров проектов со средней стоимостью инвестиций до 1,5 млн руб. Ранее в нем превалировал формат полноценных VR-парков площадью от 150 кв. м, стоимость открытия которых достигала 6 млн руб., продолжает Рождественская.
Популярность франшиз с малой площадью точек может быть связана с тем, что у головных компаний появилось понимание, какая бизнес-модель будет более устойчивой, полагает основатель и CEO сети парков виртуальной реальности ARena Space и ARena Lab Василий Рыжонков. Кроме того, новые технологические решения, такие как автономные шлемы, существенно снижают стоимость открытия точки для компании или потенциального франчайзи. По словам Рыжонкова, инвестиции в разработку игр снизились за несколько лет с $500 тыс. до $200 тыс., а на открытие одной точки с 6–10 автономными шлемами может понадобиться около 4 млн руб.
Работающие в сегменте компании, в основном игровые VR-клубы, развивают как небольшие арены, так и крупные парки. Кроме брендов, франчайзинговые проекты предлагают своим партнерам оборудование, соответствующий софт и лицензии на игры. Другие игроки, как Altair VR например, специализируются на виртуальном образовании. По прогнозам Huawei, рынок виртуальной и дополненной реальности в России будет ежегодно расти в среднем на 37% в год и достигнет 7 млрд руб. к 2025 году.
«Большинство новых предложений в сегменте даже не имеет зарегистрированного товарного знака, который предлагает потенциальным партнерам. А под видом франшизы просто продается оборудование и стартовый набор игр без должной последующей поддержки, маркетинговой поддержки и регулярного обновления контента», — рассказывает Анна Рождественская.
Кроме того, большинство небольших VR-франшиз в России работают с пиратским контентом, полагает основатель Altairika Константин Урванцев. По его словам, аналогичная ситуация происходила на рынке планетариев — до 2014 года крупные международные производители контента отказывались от работы с российским рынком. «В итоге мы создали свою DRM-систему для мобильных планетариев, которые раньше были абсолютно пиратскими в СНГ и Азии. Придя на рынок VR, мы перенесли туда свою программную часть DRM, что позволяет нам контролировать легальность и прозрачность использования контента нашими партнерами», — объясняет он.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов также уверен, что при всей перспективности VR-технологии они вряд ли просуществуют долго в виде небольших клубов: уже сейчас у таких площадок в торговых центрах высокая ротация. Об этом же говорит и Василий Рыжонков — малые и островные форматы постепенно сходят на нет. Ранее ARena Space также развивала небольшой, до 100 кв. м, формат для франчайзи, рассказывает он, однако приняла решение закрыть все 15 таких объектов из-за неустойчивой бизнес-модели, которая зависит от органического трафика.
«Со временем VR будет составлять конкуренцию крупным компьютерным клубам или, например, очень дорогому из-за инвестиций картингу. Однако это произойдет после выхода на рынок оператора уровня крупной сети кинотеатров», — рассуждает Ванчугов.