Новости

В России планируют разрешить выходить на биржу компаниям без активов

В правительстве задумались о создании механизма выхода на биржу через слияние со SPAC. Эта концепция может быть вписана в российское законодательство в четвёртом квартале 2022 года, пишет РБК со ссылкой на проект «Дорожной карты по формированию и развитию механизмов инвестиционного развития РФ».

В российское законодательство хотят вписать концепцию SPAC. Это компании без собственных активов, которые привлекают средства для покупки других компаний с последующим выходом на биржу.

Согласно документу, инвестирование в SPAC может работать по следующей схеме: на бирже будет заполняться книга заявок, а инвесторы будут покупать акции или токены через краудинвестинговые платформы. Затем эти средства будут инвестироваться в акции «перспективных компаний», выбирать которые будет «оригинатор», — в его качестве выступит «успешный инвестор с деловой репутацией».

Для работы этого механизма предлагается создать правила, регулирующие квалификацию инвесторов, максимальную стоимость одной акции SPAC и срок её деятельности.

Востребованность SPAC в России под вопросом, сказал в разговоре с РБК аналитик Газпромбанка Илья Фролов. По его словам, в стране проводится не так много первичных размещений и на биржу выходят компании, которые долго над этим размышляли. SPAC, напротив, позволяют сделать это быстро и не заниматься бумажной волокитой и документацией.

«Как правило, российские компании готовы даже отложить IPO на несколько лет, чтобы дождаться благоприятной конъюнктуры, которая позволит им получить справедливую оценку», — сказал он. Кроме того, фокус SPAC-размещений — технологические компании, которых в России не так много, «и они, вероятнее, предпочтут воспользоваться традиционным IPO», добавил эксперт.

«Безусловно, с точки зрения формирования возможностей как таковых появление любых инструментов всегда лучше их отсутствия. Но для того чтобы привлечь новые деньги, нужно привести иностранных инвесторов, — для них, очевидно, сейчас важна не широта выбора инструментов, а оценка общестрановых рисков», — сказал изданию директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

SPAC стали популярны в США в 2020 году. По оценке Goldman Sachs, на размещениях в 2020 году они привлекли более $70 млрд, опередив традиционные IPO.

Инвесторы в SPAC покупают акции «вслепую», но их вложения могут окупиться, если руководители компании договорятся о слиянии с перспективным бизнесом. При этом в американском законодательстве для SPAC есть ряд ограничений: их бумаги должны размещаться по фиксированной цене в $10, и они должны потратить не менее 80% собранных средств на один актив.