Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Сборы просроченных долгов упали на 15—20% после вступления в силу закона о должниках


Сборы просроченных долгов в среднем по рынку упали на 15—20% (в зависимости от качества портфеля) после вступления в силу закона о защите должников, рассказал «Ведомостям» директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. Теперь коллекторам сложнее взыскивать долги, добавляет издание.

В феврале и марте сборы «Финколлекта» упали на 10%, сообщил изданию директор ГК «Быстроденьги» Андрей Клейменов (компания вхдит в группу). Коллекторская «дочка» Сбербанка «Актив бизнес коллекшн» в I квартале взыскала на 20% меньше, отметил в разговоре с газетой гендиректор коллекторского агентства Дмитрий Теплицкий. О таком же падении в январе — марте изданию рассказал представитель коллекторской компании, входящей в топ-5.

Главная причина падения — ограничение количества контактов, предусмотренное новым законом, пояснил изданию директор НАПКА Борис Воронин. Закон запрещает звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При планировании бюджета «Финколлекта» компания закладывала некоторое снижение взыскания, но ожидали его со II квартала, пояснил изданию глава ГК «Быстроденьги» Андрей Клейменов. К падению сборов готовились и в «Актив бизнес коллекшн». 

Должник вправе отказаться от переговоров со взыскателем, напоминает издание. Одако вместо письменного отказа, который они должны направить коллектору заказным письмом, должники бросают трубку, сообщил изданию Андрей Клейменов. По его словам, клиенты считают, что по новому закону любой звонок коллектора уже нарушение. При этом в законе нет четкого определения, что считать контактом с должником. В «Финколлекте» под контактом подразумевают уже состоявшийся диалог, когда сотрудник представился и объяснил причину звонка. В «Сентинел кредит менеджменте» (принадлежит Альфа-банку) засчитывают контакт, если работник донес позицию о необходимости погасить долг и получил конструктивную обратную связь с должником, рассказал газете зампред правления компании Александр Савинов.

Другие коллекторы («Секвойя», ГК «Финансовые услуги») считают позицию «Сентинел кредит менеджмента» правильной, но действуют более осторожно: если связь оборвалась в самом начале разговора, должнику они не перезванивают, отмечает издание. 

Коллекторы вошли в 2017 год со старым долговым портфелем, который мало обновляется из-за отсутствия активных темпов роста розничного кредитования в 2015—2016 годах, пояснил изданию Александр Савинов. Из-за слабых темпов роста кредитования и нового закона многие компании сейчас работают на грани рентабельности, отметил в разговоре с изданием гендиректор «Актив бизнес коллекшн» Дмитрий Теплицкий. 

По словам генерального директора Центра развития коллекторства Дмитирия Жданухина, ситуация на коллекторском рынке вряд ли улучшится. «С одной стороны резкий спад произошел из-за нового закона, который должников наводит на мысль, что можно не платить. С другой стороны коллекторы будут понимать, что альтернативы — например судебное взыскание, — слишком дорогие. Кроме того, они поймут, что закон не шуточный», — рассказал Inc. Дмитрий Жданухин. Он прогнозирует, что ФССП будет чаще выписывать штрафы в отношении коллекторов. 

В разговоре с Inc. глав Центра развития коллекторства предположил, что в 2017 году падение сборов коллекторов составит 20%. «И ситуация вряд ли изменится», — добавил Жданухин. По его словам, рентабельность для коллекторских агентств сократится, потому что стоимость судебных взысканий выше цены взысканий без решения суда, на которые раньше ставили коллекторы. «Сейчас вопрос заключается не только в эффективности взыскания, но и в его цене — стоимость взыскания повысилась», — резюмировал Дмитрий Жданухин в разговоре с Inc.

Ранее Inc. передавал, что коллекторы впервые получили штрафы за многочисленные звонки.

В феврале Inc. сообщал, что судебные приставы с начала года активно проверяют коллекторские агентства. С 1 января 2017 года ФССП получила функции надзора за коллекторским рынком. Наибольшее внимание служба уделяет жалобам граждан. На 2 февраля в ФССП поступило 335 жалоб на действия коллекторов. Для обхода ограничений на контакты с должниками коллекторские агентства обращаются в суды. Решение суда снимает с коллектора количественные ограничения на контакты с должником.

При этом россияне не отказываются от общения с коллекторами. Только в 1,5% случаев должники пользуются правом отказаться от общения с коллекторами в соответствии с законом о защите интересов физических лиц при взыскании просроченной задолженности.