Новости

Социальные сети, доказано, меняют поведение и самооценку у подростков

Исследователи обнаружили сложную взаимосвязь между социальным сравнением, наблюдением за телом и культурой селфи среди китайских девочек-подростков, подчеркнув значительную роль самооценки как сдерживающего фактора. Это исследование дает представление, как давление социальных сетей и общественные стандарты красоты влияют на самооценку молодых женщин и их поведение в интернете.

Цифровой век вызвал всплеск социальных сетей, а именно платформ, на которых размещение селфи является основной практикой, особенно среди подростков. Предыдущие исследования показали связь между использованием социальных сетей и различными психологическими проблемами, такими как недовольство своим телом и плохое настроение. В частности, процесс съемки и обмена селфи подвергался критике за то, что он может усугубить эти проблемы.

В основе этого явления лежат две важные концепции: наблюдение за телом или постоянный контроль за своей внешностью в соответствии с воспринимаемыми стандартами красоты, а также социальное сравнение, тенденция оценивать себя по сравнению с другими. Такое поведение связано с тем, как люди, особенно женщины, воспринимают свою физическую сущность по отношению к другим.

Мотивация этого исследования исходит из растущей обеспокоенности по поводу влияния социальных сетей на психическое здоровье и самовосприятие подростков. С помощью культуры селфи исследователи стремились углубиться в психологические механизмы, которые управляют поведением при съемке и обмене селфи, особенно среди девочек-подростков. Исследование было направлено на изучение того, как на такое поведение влияют социальные сравнения в социальных сетях и влияет ли на этот процесс уровень самооценки людей и практика наблюдения за телом.

Чтобы изучить эти взаимосвязи, в исследовании использовался опрос, в ходе которого были собраны данные от 339 девочек-подростков в среднем 17 лет, набранных в двух средних школах центрального Китая. Участникам было предложено заполнить анкеты для самоотчета, в которых оценивалось их поведение в области селфи, случаи сравнения внешнего вида в сторону повышения и понижения, уровень наблюдения за телом и самооценка. Это позволило исследователям в равной степени проанализировать взаимосвязь между этими переменными.

Результаты показали, что наблюдение за телом служит посредником между сравнением себя с более привлекательными сверстниками и частотой публикации селфи. Проще говоря, девочки, которые часто сравнивали себя со сверстниками, которых они считали более привлекательными, с большей вероятностью чаще размещали селфи в социальных сетях.

Более того, влияние наблюдения за телом на поведение, связанное с селфи, оказалось значительно сильнее среди подростков с более низкой самооценкой. Это говорит о том, что для тех, кто менее позитивно относится к себе, цикл сравнения, наблюдения и публикации особенно выражен.

Важно учитывать, что дизайн и направленность исследования могут иметь определенные ограничения. К ним относится перекрестный характер, который показывает связи между переменными только в один момент времени, а не полную причинно-следственную связь. Кроме того, поскольку в исследование были включены только девушки-подростки из Китая, полученные результаты могут быть неприменимы напрямую к другим демографическим группам или культурным контекстам.

Несмотря на эти ограничения, исследование проливает свет на сложную динамику социального сравнения, наблюдения за телом и селфи-поведения в эпоху цифровых технологий, подчеркивая необходимость детально понимать влияние социальных сетей на благополучие подростков.

Чрезмерное количество экранного времени для детей — главная проблема для большинства родителей. Но не всякое экранное время по своей сути плохо и есть способ отличить «хорошее» экранное время от того, которое может помешать развитию ваших детей, говорит исследователь детских медиа доктор Клэр Кристенсен.