Новости

Госдума хочет запретить ездить на старых автомобилях

Фото: iStock

Комитет по промышленности Государственной думы РФ предложил запретить эксплуатацию транспортных средств, «достигших предельного срока эксплуатации», сообщает «Коммерсант». В то время, как автопроизводители в целом поддержали инициативу, автомобильная общественность и Министерство промышленности и торговли её раскритиковали.


Предложение было подготовлено комитетом по итогам проведённого обсуждения экологических проблем автотранспорта и разослано в различные министерства и ведомства заместителем председателя комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфией Когогиной. Согласно тексту письма, Министерству промышленности и торговли, а также Министерству транспорта предложено проработать вопрос о «законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации». О каких автомобилях идет речь и какие санкции будут применяться, в письме не уточняется.

На данный момент в России не существует ограничений по сроку эксплуатации транспортного средства, за исключением автобусов, задействованных в детских перевозках. С 2020 года по закону их возраст должен быть не более десяти лет. Однако ещё в 2013 году Министерство промышленности и торговли предлагало ограничить предельный возраст коммерческого транспорта 7–15 годами, но законопроект так и не был внесён в Государственную думу.

Министерства подтвердили получение письма и заявили, что на данный момент оно прорабатывается. «Вывод старой техники из оборота должен осуществляться за счет применения мер экономического, технического и организационного регулирования, а также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава», — прокомментировали инициативу в Министерстве промышленности и торговли. При этом ведомство считает, что запрещать использовать автомобили, которые достигли «предельных» сроков эксплуатации, для решения экологических проблем нельзя.

В то же время представители автомобильной общественности негативно восприняли инициативу законодателей. Так, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов заявил: «На старых машинах люди ездят не потому, что они фанаты ретроавтомобилей, а потому что на новые у них нет денег. Большего удара по экономике, чем предложение депутатов, и придумать нельзя».

Координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен, что возраст — не тот показатель, от которого стоит отталкиваться законодателям. «На дорогах Германии и Франции встречаются 20–25-летние грузовики в идеальном состоянии. Кроме того, в портах и терминалах часто работает техника, которая за 15–20 лет проезжает всего 50–60 тыс. км, — возраст в таких случаях не может служить показателем. Многие водители предпочитают 10–15-летние европейские и американские грузовики, поскольку они, как правило, проверены временем, надежнее и проще в эксплуатации, чем современные модели», — поясняет он свою позицию.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов счел предложение труднореализуемым, а также согласился с Валерием Войтко, что ограничение по возрасту слишком однобокая идея. По его мнению, ограничить можно не только возраст, но и пробег. «Запрет можно установить только для коммерческого транспорта, но не для автомобилей, находящихся в частном пользовании. Например, в парке такси двухлетняя машина может иметь пробег в сотни тысяч километров. Раньше российские производители закладывали срок службы автомобиля на 120–150 тыс. км пробега, но это заведомо меньше реальной возможности эксплуатировать автомобиль», — пояснил он.

В то же время в ПАО «КамАЗ», ПАО «Соллерс» и группе ГАЗ идею поддержали. «Мы поддерживаем меры, направленные на обновления парка грузовиков. Это позволит улучшить экологическую обстановку в городах и повысить безопасность на дорогах», — заявил представитель ПАО «КамАЗ». При этом примечательно, что Альфия Когогина является супругой президента КамАЗа Сергея Когогина.

«Низкие темпы обновления автопарка и высокая доля эксплуатируемых устаревших ТС — одна из ключевых проблем российского авторынка», — считает представитель ПАО «Соллерс». «Введение этой меры давно назрело из-за смертности на дорогах, потому что риск выхода из строя узлов и агрегатов старой техники значительно выше независимо от марки и страны производителя. Никакой техосмотр не в состоянии оценить уровень износа материалов и компонентов, которые могут послужить причиной неожиданного отказа автобуса», — заявил представитель группы ГАЗ.

На данный момент, по данным ГИБДД, из 60,5 млн транспортных средств в России 20,9 млн старше 15 лет, еще 10 млн старше десяти лет.

Ранее Inc. сообщал, что автопроизводители ожидали падения рынка автомобилей в России в 2019 году. Такой прогноз в текущем году производители склонны ожидать из-за плохих продаж.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews