Новости

Tesla отказалась от производственного процесса нового поколения

Компания Tesla отказалась от амбициозного плана по внедрению инноваций в гигакастинг, новаторский производственный процесс. Это еще один признак того, что автопроизводитель сокращает свои обороты на фоне падения продаж и растущей конкуренции.

Компания была лидером в гигалитейном производстве — передовой технологии, в которой используются огромные прессы с давлением в тысячи тонн для литья под давлением больших частей днища автомобиля. В обычном автомобиле днище может состоять из сотен отдельных деталей.

В прошлом году, когда Tesla разрабатывала новую платформу для малолитражных автомобилей, она поставила перед собой цель изготавливать днище в виде одной детали. Долгосрочная цель заключалась в радикальном упрощении производства и снижении затрат.

Но с тех пор Tesla приостановила эти усилия, решив придерживаться своего более надежного метода изготовления кузова из трех частей: двух передних и задних секций методом гигакастинга и средней части из алюминия и стальных рам для хранения батарей. В основном это тот же метод из трех частей, который компания использовала для двух последних новых моделей — кроссовера-внедорожника Model Y и пикапа Cybertruck.

Решение повременить с потенциальным производственным прорывом — еще один пример, как Tesla сокращает текущие расходы, адаптируясь к падению продаж и прибыли, снижению спроса на электромобили во всем мире и усилению конкуренции со стороны других производителей, например китайской BYD. В прошлом месяце компания уволила более 10% своих сотрудников по всему миру. Несколько топ-менеджеров также ушли в отставку или были уволены.

Такие шаги также отражают принципиальную смену стратегии: теперь Tesla уделяет больше внимания разработке беспилотных технологий, а не стремится к наращиванию объемов продаж электромобилей, на что рассчитывали многие инвесторы. Отказ от гигакастинга произошел осенью прошлого года, а в конце февраля Tesla решила прекратить разработку Model 2, совершенно нового доступного автомобиля, который стал бы первой моделью, созданной методом гигакастинга.

23 апреля, опубликовав результаты, которые не оправдали ожиданий рынка, Tesla заявила, что у нее есть более простой и быстрый план по производству «более доступных» автомобилей после того, как были отложены планы по выпуску Model 2, которая должна была стоить $25 тыс. и появиться во второй половине 2025 года.

Вместо этого, по словам представителей Tesla, компания будет выпускать доступные модели, используя текущую платформу и производственные мощности. На встрече с инвесторами глава компании Илон Маск отказался сообщить подробности о планируемых новых предложениях и их предполагаемых ценах.

Tesla не полностью отказалась от платформы для малолитражных автомобилей, которую планировала использовать для Model 2. Вместо этого она продолжит разработку самодвижущегося роботакси на той же платформе.

Осенью прошлого года автопроизводитель решил прекратить работу над более инновационным и сложным процессом цельного литья. В то время это решение объяснялось необходимостью ускорить разработку Model 2 и избежать задержек или производственных проблем.

Компания Tesla и Маск заявили, что гигакастинг поможет автопроизводителю снизить затраты в долгосрочной перспективе. Но этот процесс требует больших первоначальных инвестиций и его совершенствование является сложным и длительным, говорят эксперты в области автомобильного производства.

Эксперты считают, что более консервативный подход Tesla к гигакастингу не является неожиданностью и отчасти отражает исторические проблемы, с которыми сталкивается компания при запуске сложных и инновационных автомобилей. Экспериментальный Cybertruck появился осенью прошлого года по гораздо более высокой цене, чем прогнозировалось, после значительных задержек, связанных с решением производственных проблем. Tesla все еще пытается наладить выпуск пикапа из нержавеющей стали в массовых объемах.

По словам Терри Войчовски, президента американской инжиниринговой компании Caresoft Global, который руководил разбором и инженерным анализом множества автомобилей, включая Tesla, отказ от гигакастинга избавит компанию от масштабных краткосрочных капиталовложений в производство и дизайн. «Хотели бы они сделать все это одним большим куском? Конечно, но какой ценой?» — сказал Войчовски.

Джеймс Вомак, эксперт по производству автомобилей и бывший директор по исследованиям Массачусетского технологического института, считает, что отказ Tesla от гигакастинга отражает прошлогоднее стремление компании запустить совершенно новый автомобиль стоимостью $25 тыс., чтобы догнать китайских производителей, которые уже доминируют в сегменте недорогих электромобилей.

Но, по словам Вомака, продвижение инновационной технологии производства вряд ли поможет продать автомобиль Tesla потребителям. «Это не очень интересно с точки зрения покупателей, и неизвестно, действительно ли это экономит средства или нет», — сказал Вомак.

Тем не менее Tesla продолжает реализацию плана по строительству коридора для зарядки электромобилей, протянувшегося от Техаса до Калифорнии, несмотря на то что ей отказали в выгодной федеральной программе финансирования. Однако первоначальный масштаб проекта может измениться.