Новости

The Bell: все акционеры «Алиэкспресс Россия» отказались финансировать компанию

Все четыре акционера «Алиэкспресс Россия», включая китайскую Alibaba, отказались продолжать инвестиции в проект, выяснил The Bell. Компания закрыла локальный маркетплейс, остановила рекламу и маркетинговые активности и сократила более 50% сотрудников.

После начала «военной спецоперации» России на территории Украины все четыре акционера «Алиэкспресс Россия» отказались продолжать инвестиции в проект, рассказали The Bell три собеседника на российском рынке e-commerce, знакомых с ситуацией в компании.

Крупнейший акционер «Алиэкспресс» — китайская Alibaba Group (47,85%), российские совладельцы — холдинг USM Алишера Усманова (24,3%), VK (15%) и Российский фонд прямых инвестиций (12,8%).

Еще в конце 2021 года первой остановить вложения решила VK. Тогда ее новые владельцы, «Согаз» и Газпромбанк, начали резать затраты на немедийные активы. За I квартал 2022 года VK списала 10 млрд руб. из-за обесценивания доли. Вскоре после начала «военной спецоперации» Alibaba сообщила, что денег больше давать не будет.

После нее инвестировать в «Алиэкспресс» перестали USM и РФПИ, попавшие под санкции. Собеседник The Bell допускает, что в случае, если Alibaba сказала бы, что продолжит инвестировать в российский бизнес, то кто-то из других акционеров присоединился бы, — «но Alibaba сказала, что ей это больше неинтересно».

Alibaba планировала вложить в «Алиэкспресс Россия» 20 млрд руб. в 2022 году, сказал источник, знакомый с ситуацией в компании. В последний раз проект привлек инвестиции в августе прошлого года.

Штат «Алиэкспресс Россия» с февраля сократился более чем на 50%, сообщил собеседник, знакомый с ситуацией. С конца февраля компания уволила до 700 человек, отметил другой. До начала «военной спецоперации» в штате «Алиэкспресс» было около тысячи сотрудников.

Компания сокращает основные логистические проекты. Среди них — строящийся логопарк «Обухово» в Подмосковье, где «Алиэкспресс» планировала арендовать 180 тысяч кв. м, и строящийся в Екатеринбурге логистический терминал, который должен был стать первым большим региональным складом компании в России.

«Алиэкспресс» остановила рекламные кампании и маркетинговые активности. Остались только те проекты, которые были спланированы до 24 февраля, объяснил источник. Компания отказалась и от локального маркетплейса, способного конкурировать с Wildberries, Ozon и «Яндексом». На его развитие у команды ушли последние три года.

Узнайте больше

«Алиэкспресс» запустился в России в 2012 году и три года работал без представительства. Тогда у площадки не было локализации. «Алиэкспресс» стал первым в стране e-commerce, работавшим не только в Москве, но и в регионах.