Банк для предпринимателей «Точка» изучил состояние российского бизнеса в 2022 году. Лидерами по обороту стали продавцы автомобильных деталей: у них показатель вырос на 44% по сравнению с прошлым годом. Маркетплейсы упали по обороту на 10,4%.
Согласно исследованию «Точки» (есть в распоряжении Inc.), 41% предпринимателей смогли сохранить штат сотрудников в том же количестве, что в начале года. 33% владельцев бизнеса активно нанимали новых сотрудников, и только 26% были вынуждены сократить команду.
Кроме того, 65% работодателей в России смогли сохранить или увеличить зарплату сотрудникам.
Кто заработал больше и меньше всего
Сильнее всего по обороту в 2022 году выросли продавцы автомобильных деталей: их показатель вырос на 44%. На втором месте — техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (+31%), на третьем — так называемая зрительно-развлекательная деятельность: организация фейерверков, работа пляжей, горнолыжные курорты, и так далее (+30%).
Аутсайдером по обороту стала сфера обработки и утилизации неопасных отходов — минус 6,7%. За ней следуют покупка и продажа недвижимости (-5,25%) и оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами (-5%).
У бизнесов, работающих с маркетплейсами, в 2022 году оборот снизился на 10,4%. При этом во время ноябрьских распродаж оборот компаний был на 10,9% больше, чем год назад. Количество активных продавцов на маркетплейсах в январе — ноябре выросло на 66% по сравнению с декабрем 2021 года.
Реклама
Оборот рекламного рынка, включая наружную рекламу, упал на 42%. Такой вывод «Точка» сделала, проанализировав данные о платежах клиентов на рекламу. По словам экспертов, в 2022 году предприниматели стали больше вкладываться в рекламу в Telegram и «ВКонтакте»: на 355% выросли траты на Telegram и на 90% — за рекламу во «ВКонтакте».
При этом платежи за рекламу в Instagram и Facebook (принадлежат признанной в РФ экстремистской Meta) упали на 84% по сравнению с прошлым годом.
Общее состояние бизнеса в 2022 году
По данным реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, 1003186 ИП и юрлиц зарегистрировалось в России в январе — ноябре 2022 года. Это всего на 6% меньше, чем за весь 2021 год, но на 18% больше, чем было в 2020 году, когда в мире был пик пандемии коронавируса.
845016 ИП и юрлиц ликвидировалось в январе — ноябре 2022 года, что на 31% меньше, чем в 2021 году. Эксперты отмечают, что это может быть связано с тем, что в 2020–2021 гг. ФНС активно ликвидировала из реестра МСП недействующий бизнес.
Согласно реестру МСП, 25933 ИП и юрлиц перешли в 2022 году из категории микропредприятий в категорию малый бизнес, 1351 — из малого бизнеса в средний. Напротив, из среднего в малый перешли 594 предприятия, из малого в микро — 14377.
Узнайте больше
Объемы продаж малого и среднего бизнеса упали на 8% с 21 сентября по 18 октября по сравнению с тем же периодом 2021 года. Эксперты проанализировали обороты 16 тыс. компаний в России за месяц до и после объявления «частичной мобилизации» и за те же периоды в прошлом году.