Новости

ЦБ решил создать новых платежных игроков. Банки и маркетплейсы против

Ассоциация банков и маркетплейсы раскритиковали решения ЦБ о создании новых игроков на платежном рынке. Регулятор хочет, чтобы принимать платежи могли не только банки, но и финтех-компании, страховщики, брокеры, МФО и ломбарды.

Банки и маркетплейсы выступили с критикой законопроекта ЦБ, направленного на создание новых игроков на российском платежном рынке, сообщает РБК со ссылкой на письмо Ассоциации банков России (АБР). Письмо направлено в Минфин, Минцифры и Минэкономразвития. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) направила документ в ЦБ, Минфин и Минэкономразвития.

Представители АБР предупредили, что появление новых игроков на платежном рынке грозит снижением качества услуг по переводу денег, а также риском роста нарушений прав физлиц и организаций. Сейчас банки работают в рамках 115-ФЗ для борьбы с отмыванием средств и имеют систему оценки рисков для их предотвращения. У новых игроков такой налаженной системы еще нет.

В 2022 году ЦБ разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, страховщики, брокеры, МФО и другие нефинансовые и некредитные организации.

В рамках закона предлагается создать реестр небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), надзор за которыми будет осуществлять ЦБ. НППУ с капиталом от 5 млн руб. смогут инициировать денежные переводы по поручению клиентов, а игроки с капиталом от 50 млн руб. — проводить платежи с открытием электронных кошельков.

В АКИТ сказали, что под регулирование могут подпасть расчеты маркетплейсов и поставщиков. Тогда им придется получать статус НППУ и агрегировать средства на счете в ЦБ. Получение этого статуса может привести к сокращению поддержки бизнеса и оттоку продавцов на нелегальный рынок из-за невозможности проведения оплаты внутри сервисов.

В сентябре стало известно, что «Яндекс Маркет» подписал соглашение, которое поможет выявлять нелегальных продавцов. К нему планирует присоединится Wildberries. Новый механизм позволит участникам рынка обмениваться информацией о недобросовестных продавцах.