Новости

Uber и Lyft разрешили не переквалифицировать водителей из подрядчиков в сотрудников

Избиратели Калифорнии одобрили поправку, которая разрешает Uber, Lyft и другим подобным сервисам не принимать водителей в штат, а квалифицировать их как подрядчиков. Кампания в поддержку этой поправки обошлась в $200 млн, став самой дорогой в истории штата, пишет The Verge.

В январе 2020 года в Калифорнии вступил в силу закон AB5, который относит к подрядчикам только тех, кто выполняет работу, не относящуюся к основным направлениям деятельности компании. Остальных работников закон требует принимать в штат в качестве полноправных сотрудников.

Uber и Lyft не выполнили требование, после чего генеральный прокурор штата подал на них в суд. Борьба обострилась в августе, когда Калифорнийский суд издал предварительный приказ, по которому Uber и Lyft должны были немедленно переквалифицировать водителей из подрядчиков в сотрудников.

Как утверждали в компаниях, эти меры грозили нанести серьезный удар по бизнесу сервисов. Руководство Uber и Lyft отмечало, что такой шаг приведет к серьезному росту цен на такси в Калифорнии из-за сокращения числа водителей в несколько раз.

В частности, в Uber заявляли, что компания может нанять 280 тыс. водителей вместо 1,4 млн, зарегистрированных в сервисе в настоящее время.

Против компаний выступали защитники трудовых прав ― они заявляли, что сейчас, не являясь полноправными сотрудниками, водители Uber и Lyft не получают социальных гарантий ― страховку, декретный отпуск, сверхурочные и оплату больничных.

3 ноября вопрос окончательно решился на голосовании жителей штата, которое решили совместить с президентскими выборами США. Поправка, разработанная компаниями, получила номер 22. В итоге, как уточняет The Verge, за нее высказалось большинство голосующих.

По решению избирателей, Uber, Lyft и другие подобные сервисы освобождаются от необходимости выполнять закон AB5 и не обязаны переквалифицировать водителей из подрядчиков в сотрудников. При этом они все же должны гарантировать водителям минимальные социальные гарантии, включая право на установленную законодательством минимальную почасовую оплату.

Приветствуя решение избирателей, Uber разослал водителям электронное письмо, в котором заявил, что «будущее независимой работы в безопасности».

«Наше предложение было успешным, потому что оно отражало интересы и предпочтения сотен тысяч водителей по всему штату, ― приводит Fortune заявление компании. ― И сегодняшняя победа ясно указывает на то, что это решение предпочитает большинство водителей и клиентов. Это значит, что нам удастся сохранить гибкую модель».

Критики инициативы, в свою очередь, назвали победу самой дорогой кампании в истории штата «потерей для демократии, которая может открыть дверь для других попыток корпораций написать собственные законы».

«Когда корпорации тратят сотни миллионов долларов на разработку собственных законов о труде даже после того, как должностные лица и государственные учреждения неоднократно отклоняли их, это является серьезной потерей для нашей правительственной системы», ― говорится в заявлении Gig Workers Rising, группы водителей, которая выступает за права работников.