Недавнее исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, проливает свет на различные нейронные связи двух основных типов медитации, концентрированной и аналитической, с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Ученые обнаружили, что эти медитативные практики приводят к различным паттернам активности мозга, что позволяет понять, как медитация влияет на когнитивную и эмоциональную регуляцию. В исследовании приняли участие монахи из монастыря Сера-Джей в Индии, что позволило получить уникальное представление о нейрофизиологических эффектах длительной медитативной практики.
Целью научной работы было выяснить, как различные формы медитации влияют на активность мозга. Несмотря на растущую популярность медитации как в клинической, так и в светской практике, остается недостаточно ясным вопрос о конкретных нейронных механизмах, лежащих в основе различных медитативных практик.
Сфокусировавшись на концентрированной и аналитической медитации, авторы исследования попытались определить различные нейрофизиологические профили, связанные с этими практиками. «Наука о разуме и исследование сознания всегда были в центре моих интересов и любопытства, — объясняет автор исследования Бруно Нери. — Впервые я прочитал о Далай-ламе в приключенческой книге, когда мне было 14 лет. Эта фигура политического и духовного наставника своего народа, отмеченная безграничным состраданием, глубоко поразила меня. Его реинкарнация и возвращение после каждой жизни всегда восхищали меня».
Исследование проводилось в течение 12 недель в монастыре Сера-Джей в Индии, в нем приняли участие 23 монаха, которые отличались по опыту медитации. Университет, расположенный в Байлакуппе, является известным центром буддийского обучения и практики. Он был восстановлен монахами, бежавшими из Тибета после китайской оккупации в 1959 году.
Участники были разделены на три группы: начинающие, средние и продвинутые медитаторы. Исследователи собирали данные ЭЭГ монахов во время сеансов концентрированной и аналитической медитации. Сессии не были ограничены по времени, что позволило каждому участнику медитировать естественно и без внешнего давления.
Исследователи обнаружили значительные различия в паттернах ЭЭГ между концентрированной и аналитической медитацией. Концентративная медитация, которая предполагает концентрацию внимания на одном объекте (например дыхании или мантре), показала более выраженные изменения в активности мозга по сравнению с аналитической медитацией.
В частности, концентрированная медитация была связана с увеличением мощности альфа- и тета-волн мозга, особенно в лобных и задних отделах. Эти изменения свидетельствуют об усилении контроля внимания и уменьшении блуждания мыслей во время концентрированной медитации.
В отличие от этого, аналитическая медитация, которая предполагает размышление над конкретными концепциями или учениями, показала менее значительные изменения в активности мозга. Хотя оба вида медитации привели к некоторым изменениям в паттернах ЭЭГ, эффект концентрированной медитации был более устойчивым и последовательным.
Нери был впечатлен способностью монахов «добровольно вызывать различные психические состояния, которые легко распознать с помощью объективных измерительных приборов». «Мы должны подходить к этим людям с большим смирением и желанием учиться у них, оставляя типичное для Запада высокомерие дома и не позволяя им чувствовать себя подопытными кроликами», — добавил он.
Исследователи также наблюдали уникальное явление у опытных медитаторов: наличие выраженного пика в диапазоне бета-частот во время некоторых сессий, чего не было у новичков. Это позволяет предположить, что длительная практика медитации может улучшать специфические когнитивные процессы и концентрацию внимания.
«Исследование подчеркивает, что междисциплинарный вклад как западной нейронауки, с одной стороны, так и созерцательных практик, которые непрерывно развивались на протяжении почти трех тысячелетий в восточных традициях, с другой, необходимы для преодоления препятствий на пути к пониманию загадки сознания», — сказал Нери.
Хотя исследование дает ценные сведения, оно также имеет ряд ограничений. Размер выборки был относительно небольшим, а распределение участников по разным уровням опыта медитации было неравномерным. Это затрудняет обобщение полученных результатов на всех медитирующих. Будущие исследования должны включать более крупные и сбалансированные выборки.
Исследователи предлагают в будущем изучить долгосрочные эффекты медитации, в частности то, как постоянная практика в течение многих лет может привести к долгосрочным изменениям в структуре и функции мозга. Изучение влияния медитации на конкретные клинические группы, такие как люди с тревогой или депрессией, также может дать ценные сведения о ее терапевтическом потенциале.
«Больше всего меня увлекают некоторые виды эзотерических медитаций, которые позволяют практикующим обратиться к истокам взаимоотношений между разумом и телом, демонстрируя причинно-следственные связи, противоположные тем, которые признаются в доминирующем видении нейронауки, — говорит Нери. — Сознание не представляется эпифеноменом мозга, который его порождает, а само способно управлять своими отношениями с телом».
Примером тому может служить медитация g-tummo, во время которой сознание контролирует температуру тела, пока она не достигнет почти 39°C. Другой пример — Махамудра, в которой медитирующие имитируют отсоединение сознания от тела, удивительным образом снижая свой метаболизм.
В свою очередь, занятия йогой могут помочь сохранить когнитивные способности и память у пожилых женщин, подверженных риску развития болезни Альцгеймера, а также замедлить появление ее симптомов. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обратились за помощью к 79 женщинам в возрасте старше 50 лет, у которых был обнаружен вариант гена, который обуславливает более высокий риск развития болезни Альцгеймера.