По итогам 2022 года из России полностью ушли только 9% иностранных компаний из 1,4 тыс. относительно крупных предприятий из стран G7 и ЕС, говорится в первом независимом исследовании этого вопроса. Это минимальная оценка, но доля ушедших вряд ли превысит 20–25% в 2023 году.
Основной вывод опубликованной работы экономистов швейцарского института IMD и Университета Санкт-Галлена Никколо Пизани и Саймона Эвернетта — «менее чем 9% западных компаний ушли из России», сообщает «Коммерсант».
Согласно исследованию, массовый выход с российского рынка иностранных компаний затронул их меньшинство, значительная часть иностранцев в этой юрисдикции сократили свои операции, большинство же занимает выжидательную позицию после начала «военной спецоперации» на Украине.
Эвернетт и Пизани в качестве данных для анализа использовали базу ORBIS — наиболее цитируемый источник для такого рода количественных исследований. База отслеживает данные о деятельности около 400 млн компаний с операционной прибылью более $1 млн за год в большинстве юрисдикций мира.
В выборку попали около 36 тыс. компаний, работавших в России как минимум в 2017–2021 гг., из них — 3,4 тыс. дочерних подразделений иностранных компаний, из которых 2405 — компании из стран ЕС и G7. Экономисты оценили количество реальных компаний (с учетом кипрских холдингов с российскими собственниками, множественности юрлиц, и т. д.) в 1404 компании на ноябрь 2022 года.
В работе оценка компаний из «дружественных» стран, работающих в России, составила всего несколько сотен. Доля западных компаний, ликвидировавших свои активы в стране до конца 2022 года, составляет 8,6%.
Во всей выборке «недружественных» компаний они генерировали в 2021 году 6,5% общей доналоговой прибыли, владели 8,6% движимого имущества, 8,6% активов, создавали 10,4% операционной прибыли. Занятость в них превышала среднюю — 15,3% всех занятых в «недружественных» фирмах на 2021 год.
Большинство «уже ушедших» («выход», как специально отмечают Эвернетт и Пизани, нередко сопровождался договорами о возможности обратного выкупа активов) компаний приходится на США — 18% американских компаний реализовали такое решение. Выше процент выхода у компаний Финляндии, сравнительно ниже — для компаний из Великобритании, Нидерландов и Франции.
Среди «оставшихся» в России компаний «недружественных» стран (если учитывать весь бизнес с Кипра в РФ по умолчанию российским) около четверти — немецкие, 10% — итальянские и японские, около 15% — американские.
Узнайте больше
В 2022 году на российский рынок вышли девять новых иностранных брендов. В 2021 году их было 19. По данным аналитиков Nikoliers, в прошлом году об окончательном уходе из России объявили 23 ретейлера, еще 27 компаний приостановили работу в стране.
Еще 22 иностранных ретейлера, владеющих 31 брендом, продали местные подразделения топ-менеджменту либо холдингам из Турции, Китая и Ближнего Востока. Они открыли магазины под новыми названиями.