Новости

150 зарубежных брендов продолжают работать в России в том или ином виде

Аналитики подсчитали, что 150 иностранных брендов продолжают работать в России после массового ухода компаний с февраля 2022 года. По словам экспертов, меньше всего пострадал рынок пищевой промышленности, а сложнее всего оказалось заместить детскую одежду, электронику, спортивные и люксовые товары.

Магазины около 150 зарубежных брендов продолжают работать в крупных российских торговых центрах с учетом использования различных схем для избежания санкций, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя NF Group. В начале года в России работали более 360 иностранных ретейлеров, из которых 180 приняли решение прекратить деятельность в России после начала «военной спецоперации» на Украине.

Такими схемами можно назвать ребрендинг и продажу бизнеса с условием обратного выкупа, например продолжение работы брендов L’Occitane под вывеской «Л’Окситан», а польских Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay — под названием RE, Хс, CR, M и «Син» соответственно. Договор с условием обратного выкупа в течение шести лет заключили владельцы российского бизнеса Nissan.

На конец 2022 года доля иностранных ретейлеров, которые объявили о прекращении деятельности или реструктуризации бизнеса, составляет 35% и 28%, подсчитали в CORE.XP. Эксперт компании Надежда Цветкова считает, что наиболее чувствительным для владельцев российских торговых центров стал уход IKEA и группы брендов H&M.

Консультант по недвижимости Анна Савенко подчеркивает, что сильнее всего пострадал люксовый сегмент, среди российских ретейлеров никто не может его заменить. Уход этих компаний серьезно отразился и на конкретных категориях товаров, например, с уходом Nike и Adidas — на нишах обуви и спортивной продукции, Swatch и Apple — на рынке техники, электроники и часового бизнеса, Zara Kids, H&M Kids — на рынке детской одежды.

Партнер Nikoliers Анна Никандрова считает, что владельцы торговой недвижимости недооценивали потенциал российских брендов. В сегменте одежды отечественные компании смогли расширить свой бизнес в условиях отсутствия конкуренции с сильными мировыми брендами, а теперь у них есть еще и возможность занимать лучшие площади в крупных торговых центрах.

К тому же сами торговые центры заинтересованы в расширении ассортимента и открытии магазинов новых брендов из дружественных стран, добавляет региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Параллельный импорт также продолжает работу, напоминают эксперты. В 2022 году по нему ввезли товаров на на сумму свыше $20 млрд.

Меньше всего пострадал от ухода иностранных компаний продуктовый ретейл: ротация продуктов и брендов в торговых сетях составила 15–16% и чаще всего наблюдалась в категориях газировки, готовых завтраков, макаронных и кондитерских изделий, бытовой химии и уходовых средств, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). По их данным, Россию покинули 80 зарубежных компаний пищевой отрасли.

Генеральный директор Infoline Иван Федяков объясняет несильное влияние санкций на пищевую промышленность уже начавшимися ее ограничениями на зарубежную продукцию в 2015 году.

Узнайте больше

Минфин ввел взнос в 10% в государственный бюджет при продаже активов иностранцами. Также подкомиссия ведомства будет руководствоваться четырьмя критериями при одобрении продажи российских активов иностранцами. Ее возглавляет министр финансов Антон Силуанов.