Новости

В 2024 году российские онлайн-школы психологии заработали 24 млрд руб.

Аналитический отдел коммуникационного агентства Modifiers в ноябре 2024 года провел конкурентный анализ психологических онлайн-школ. В исследование вошли 22 наиболее заметные из них. По прогнозам специалистов, их суммарная выручка к концу года может достичь 24 млрд руб. Подробности исследования — в распоряжении редакции Inc.

Аналитики пришли к выводу, что рынок онлайн-школ психологии находится в фазе замедления роста. В 2023 году его прирост составил более 100%, тогда как в 2024 году он ожидается на уровне 25–30%.

Тем не менее даже такое увеличение числа онлайн-школ психологической направленности приведет к существенному росту их суммарной выручки. На конец года она может достичь 23–24 млрд руб.

На платформе GetCourse школы в нише психологии за 2023 год заработали 13 млрд руб. Учитывая, что она занимает 70% всего рынка онлайн-образования России, ее совокупный доход за прошлый год можно оценить в 18,6 млрд руб.

Несмотря на позитивную динамику, существуют и серьезные факторы замедления. Это в первую очередь негативный информационный фон вокруг инфобизнеса, а также закредитованность населения, сложности в привлечении клиентов и рост требований к продукту.

По прогнозам специалистов, замедление роста рынка продолжится и в следующем году. Количество лидов из всех социальных каналов также сокращается.

Исключение — Telegram. Эта социальная сеть на данный момент является основным источником аудитории.

Аналитики приводят динамику количества лидов, привлекаемых из разных каналов в первом полугодии 2024 года по сравнению с теми же данными на 2023 год:

  • VK: -50%;
  • Instagram* (принадлежат компании Meta, запрещенной на территории РФ): -24,6%;
  • YouTube: -8,8%;
  • Facebook*: -2%;
  • Telegram: +5%.

Также отмечается, что доля повторных продаж (55%) уже выше доли первичных и, вероятно, будет расти. Как сообщают аналитики, вкладывать силы в удержание лояльной аудитории и создание новых продуктов для нее важнее, чем в привлечение новой. Выручка от повторных продаж в июне 2024 превысила доход от первичных на 1,2 млрд руб.

Публичная финансовая отчетность на сайте ФНС доступна лишь по трети из рассмотренных школ. В соответствии с ней, крупнейшие доли рынка в 2023 году занимали школы, специализирующиеся на профессиональном обучении в сфере психотерапии, психологического консультирования и саморазвития.

Все пять таких школ работают на собственных программных приложениях (LMS), не прибегая к помощи платформ типа GetCourse. Еще два заведения, финансовая отчетность которых находится в публичном доступе, специализируются на системной психологии.

Самую большую долю рынка (4%) занимает онлайн-университет Talentsy, выручка за 2023 год которого составила 744,9 млн руб. На втором месте (3,85%) институт психологии SMART, с доходом в 715,2 млн руб. Далее в рейтинге идут онлайн-школы «Психодемия» (2,03%, 377,9 млн руб.), «Среда обучения» (1,6%, 297 млн руб.) и «Наука PSY2.0» (1,13%, 210 млн руб.).

Все они показали многократный рост финансовых показателей в 2023 году. Средняя выручка выросла за год в три раза (а у института SMART почти в восемь раз), средняя чистая прибыль — в 3,5 раза. Чистая рентабельность в среднем увеличилась с 24% до 25%.

На основании отзывов о школах аналитики сформировали семь ключевых сегментов целевой аудитории, упорядоченных в порядке убывания емкости:

  • люди, ищущие личную помощь и самосовершенствование;
  • начинающие психологи или те, кто хочет стать психологом;
  • психологи, желающие повысить квалификацию;
  • люди, работающие в смежных сферах (HR, менеджеры, коучи);
  • предприниматели и владельцы бизнеса;
  • женщины, желающие улучшить личные отношения;
  • люди, увлеченные психологией и саморазвитием.

Ранее Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education провели совместное исследование, в ходе которого выяснили, какие мировые тренды будут актуальны в российском образовании в 2025 году. Среди них иммерсивный подход к обучению, использование ИИ в мультимодальной педагогике, педагогика бесконфликтности, диалог с обучающимися об этике ИИ и обучение через диалог с ИИ.