Исследование, проведенное учеными Стивеном Сеси из Корнелльского университета, Шуламит Кан из Бостонского университета и Венди М. Уильямс, также из Корнелльского университета, представляет собой комплексный анализ влияния гендерных предрассудков в академических кругах. Его результаты свидетельствуют о том, что научное сообщество демонстрирует значительные успехи на пути к равенству. Сегодня женщины с такой же вероятностью, как и мужчины, получают грантовое финансирование и публикуют научные работы. Тем не менее исследование также выявляет области, в которых сохраняются различия, в частности, в оценках преподавания и заработной плате.
Обобщение данных, полученных с 2000 по 2020 год, позволило исследователям составить картину значительного прогресса в достижении гендерного равенства в академической среде. Вопреки распространенному мнению, результаты исследования свидетельствуют о том, что женщины и мужчины имеют равные шансы на получение грантового финансирования. Такой вывод был сделан на основе мета-анализа 39 исследований, включающих данные более 2 млн заявок в 27 грантовых агентств.
Кроме того, согласно проведенному авторами метаанализу 33 исследований, гендерных предубеждений при принятии журнальных статей к публикации не существует. Женщины также получают одинаково сильные, если не более сильные, рекомендательные письма, согласно результатам девяти исследований, в которых анализировались письма, написанные с 1990 по 2017 год в области психологии, физики, биологии, медицины, химии и геофизики.
«Распространенное утверждение заключается в том, что гендерные предрассудки в академических кругах широко распространены. С ними можно столкнуться при поиске работы (мужское имя в резюме генерирует больше предложений о работе, чем женское в том же резюме), продвижении по службе, оплате труда (гендерный разрыв в заработной плате), получении грантов и уровне публикаций», — рассказал Сеси.
Тем не менее после обширного анализа оказалось, что очень немногие из вышеупомянутых убеждений подтверждаются совокупностью доказательств. Несмотря на то что существуют исследования, подтверждающие гендерное неравенство в каждой из вышеперечисленных областей, полный объем доказательств часто поддерживает гендерную нейтральность или даже предвзятость в некоторых областях в пользу женщин.
В ходе исследования все же были обнаружены признаки гендерного неравенства при оценке преподавательской деятельности. Женщин-преподавателей часто несправедливо оценивают по сравнению с их коллегами-мужчинами. Студенты оценивали их ниже, несмотря на то что они были столь же эффективными преподавателями. «Почти все негативные оценки (например неорганизованный) использовались для описания преподавателей женского пола чаще, чем мужчин, а положительные — наоборот», — говорит Сеси.
Анализ уровня заработной платы выявил разрыв менее 4% в оплате труда среди ученых, что, хотя и значительно меньше, чем утверждалось ранее, указывает на возможности для достижения полного равенства в этой сфере. «По оценкам, женщины-профессора зарабатывают только восемь центов на каждый доллар, заработанный мужчинами, — сказал Сеси. — Мы обнаружили, что эта цифра завышена из-за того, что не были учтены такие важные переменные, как стаж работы, область исследований, продуктивность, и т. д. После проверки этих переменных мы обнаружили, что женщинам по-прежнему недоплачивают по сравнению с сопоставимыми мужчинами, но разрыв сократился с 20% всего до 3,6%».
Исследование дает ценную информацию о гендерных предрассудках в академических кругах, особенно в областях STEM. Однако, как и любое исследование, оно имеет свои ограничения, которые крайне важно учитывать при интерпретации результатов и выводов.
Исследование сфокусировано на должностях с правом преподавания в академических учреждениях, поэтому его результаты могут не полностью отражать весь спектр профессий в области STEM, включая должности без права преподавания, а также рабочие места в промышленности и на государственной службе. Кроме того, в анализе в первую очередь рассматриваются предубеждения, проявившиеся в период с 2000 по 2020 год, что исключает исторические данные, которые могли бы обеспечить более глубокий контекст для понимания эволюции гендерных предубеждений с течением времени.
В то время как во всем остальном мире женщины недостаточно представлены на руководящих должностях, Новую Зеландию можно назвать образцом для подражания. В этом островном государстве, расположенном в Тихом океане, женщины-руководители получают среднюю заработную плату в размере $5,9 млн, то есть более чем в два раза выше, чем мужчины, чья средняя зарплата составляет $2,6 млн.