«Нельзя дать то, чего нет». Viber не сможет передать ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей
Мессенджер Viber не сможет исполнить закон Яровой. Компании не позволяет это сделать принцип работы технологии, рассказал РБК операционный директор Viber Media S.a.r.I. Майкл Шмилов.
По словам Шамилова, компания не сможет исполнить требование ФСБ, поскольку у нее нет ключей для дешифровки переписок. С апреля 2016 года все основные функции Viber защищены с помощью сквозного (или end-to-end) шифрования, объяснил он. Это касается звонков, сообщений и групповых чатов.
майкл шмилов
операционный директор Viber Media S.a.r.I.
«Нельзя дать то, чего нет. Можно попросить ключи для дешифровки у пользователя, но мы их, как компания, не видим и не храним. Даже когда к нам приходят спецслужбы, ответ не меняется. Главным приоритетом для нас остается конфиденциальность данных наших пользователей, и мы будем придерживаться этого принципа в любом случае. В том числе и потому, что сложно передать то, чего у нас нет».
Шмилов рассказал, что компания сотрудничает с правоохранительными органами многих стран. Часто Viber помогает бороться со спамом или разыскать злоумышленников, которые пользовались мессенджером. «Работать с ними для нас обязательно. Но есть вещи, которые мы никогда не будем делать», — сказал он.
При этом Шмилов уточнил, что компания может предоставить властям информацию о том, когда и с кем общался пользователь. Компания должна это делать по закону, и не только в России, добавил он.
По версии Шмилова, конфликт ФСБ и Telegram можно объяснить тем, что в созданном Павлом Дуровым мессенджере лишь 10% переписки (секретные чаты) шифруется по методу end-to-end. Это значит, что 90% переписок компания может дешифровать, объяснил операционный директор.
Telegram в России столкнулся с угрозой блокировки. 20 марта Роскомнадзор уведомил компанию о необходимости исполнения требований закона о предоставлении информации органам безопасности. Вынесенное Роскомнадзором предупреждение — начало процедуры блокировки мессенджера. Согласно требованиям закона, теперь у Telegram есть 15 дней, чтобы предоставить информацию ФСБ. Если этого не произойдет, Роскомнадзор сможет обратиться в суд и потребовать заблокировать мессенджер в России.
По данным Mediascope, аудитория Viber в России значительно превышает аудиторию Telegram (9,4 млн против 2,5 млн пользователей). На вопрос о том, почему Viber, в отличие от конкурента, не вовлечен в судебные споры, в руководстве Viber Media не ответили.