Новости

«Душу не купить даже за сотни миллионов». Главное из подкаста Тима Ферриса с Виталиком Бутериным и Навалом Равикантом

В 2013 году Виталик Бутерин предложил концепт Ethereum, а год спустя он выиграл за эту идею премию World Technology Award, обойдя Марка Цукерберга и других претендентов. В 2021 году цена Ethereum выросла более чем на 130%, а её создатель и команда проекта продолжают работу по обновлению сети. В новом интервью Тиму Феррису и венчурному инвестору Навалу Равианту Бутерин рассказал, в чём видит ценность Ethereum и его главное отличие от биткоина, какие технологии считает главным трендом будущего и как относится к биохакингу. Мы выбрали для вас самое интересное.

О криптовалютах как возможности заработать

За последний год капитализация рынка криптовалют увеличилась почти в четыре раза, до $764 млрд. Сегодня в мире официально зарегистрировано более 2 тыс. криптовалют. Но, по мнению Виталика Бутерина, многие из них не достигают успеха, потому что не несут в себе ценности, помимо «финансового стимула».

«На мой взгляд, криптовалюта ― это в то же время некий моральный проект. Если заботиться только о капитализации и создании дорогого токена, который поможет разбогатеть, проект не будет успешным в долгосрочной перспективе. Было множество проектов, которые привлекали сотни миллионов долларов от венчурных фондов. Но на самом деле за сотни миллионов долларов не купишь душу. И я думаю, что многие спотыкались именно на этом», ― сказал он.

По словам создателя Ethereum, его ценность зависит от полезности сети, и в этом ― его главное отличие от биткоина. «Биткоин ― это валюта, в то время как Ethereum ― это в большей степени система, в которой блокчейн является точкой, а ETH ― активом, который получает ценность от того, что блокчейн успешно выполняет свою работу», ― объясняет он.

О регулировании криптовалют

Означает ли это, что Ethereum в целом менее подвержен регуляции со стороны правительств? Как отмечает Бутерин, и биткоин, и эфириум интернациональны, и эта особенность ― именно то, что не позволит заруглировать криптовалюты.

«Биткоин имеет большое сообщество в США, Китае, ЕС и во многих других частях мира. В этом смысле Ethereum очень на него похож. Эти сообщества очень сильны и зачастую они находятся в странах, геополитически далёких друг от друга. Это придаёт криптовалютам большую устойчивость, ― считает он. ― Реальность такова, что регуляторы подавили криптовалюту значительно меньше, чем это теоретически возможно».

Также, по словам Бутерина, отчасти стимулом отказаться от тотального регулирования может стать ценность, которую несут в себе платформы вроде Ethereum: «Есть регулирующие органы, которые хотят использовать возможности, предоставляемые блокчейном, которые хотят использовать экосистему Ethereum для создания приложений на её основе. Это говорит о том, что они видят ценность в некоторых преимуществах, которые предоставляют такие системы».

О стиле управления

Ethereum сам по себе реализован как единая децентрализованная виртуальная машина. Децентрализованный подход к управлению использует и сам Бутерин ― по его словам, он выполняет множество функций: от написания приложений, доказательства концепций до координации распределённых команд.

«Я и отправляю предложения, и пишу доказательства концепций, и пытаюсь скоординировать людей, ― рассказывает он. ― Конечно, существует организация Ethereum Foundation, её исполнительный директор ― Ая Миягути. Последние три года она много занималась логистикой и проделала потрясающую работу. А я в итоге координировал все вопросы. Но даже это ― далеко не единственная организация в системе Ethereum. Есть много вещей, которые были инициированы извне».

О технологиях будущего и пандемии

Виталик Бутерин известен в том числе благодаря своему интересу к биотехнологиям и теме старения. В 2018 году он пожертвовал $2,4 млн организации SENS Research Foundation на исследования в области омоложения и продления человеческой жизни.

Сегодня, как отмечает программист, эти технологии получили новый виток развития ― не последнюю роль в этом сыграла пандемия коронавируса. «В каком-то смысле коронавирус даже привёл к определённому положительному эффекту, ускорив развитие этих технологий. В биотехнологиях происходит много чрезвычайно многообещающих вещей», ― отмечает он.

Бутерин сравнивает нынешнее развитие биотехнологий с вычислительными машинами прошлого века. «Если вы представите разницу между ENIAC и современным ноутбуком или смартфоном, то вы поймёте разницу между биотехнологиями 2020 года и биотехнологиями 2090 года», ― говорит программист. Однако пандемия и быстрая разработка вакцин ускорили темпы развития биотехнологий и в какой-то степени смогли победить «биоконсерватизм», отмечает он.

О биохакинге

При этом сам Бутерин, которому сейчас 27 лет, не является активным приверженцем различных популярных течений биохакинга. «Пока что я просто обычно не завтракаю. Делаю обычные упражнения, в целом ничего особенного. Я употребляю несколько базовых биодобавок, которые рекомендуют крутые специалисты. Думаю, что через 10 или даже 5 лет я буду делать гораздо больше», ― признаётся он.