Экономические трудности за последние годы стали причиной целого каскада взаимосвязанных проблем для некоторых родителей, что привело к проблемам с психическим здоровьем у их детей, говорится в новом исследовании. Ученые обнаружили, что экономическая нестабильность связана с более высокими уровнями депрессивных симптомов у родителей, которые, в свою очередь, были связаны с более низким качеством отношений в парах. Это приводило к более жесткому стилю воспитания, а затем и к усилению интернализации поведения у детей.
«Экономические трудности, вызванные пандемией, имели побочный эффект, который в итоге негативно отразился на психическом здоровье детей, — говорит Джойс Ли, ведущий автор исследования и доцент кафедры социальной работы Университета штата Огайо. — Наши выводы совпадают с результатами других описательных исследований, показывающих, что психическое здоровье детей резко ухудшилось во время пандемии».
Исследование было опубликовано в интернете на прошлой неделе в журнале Child & Family Social Work. В нем приняли участие 259 родителей, воспитывающих одного или нескольких детей в возрасте 12 лет и младше, которые заявили, что испытали хотя бы один раз экономические трудности, связанные с пандемией. Одним из достоинств этого исследования является то, что в него вошли не только семьи со средним уровнем дохода, — в 31% исследованных семей доход родителей был ниже $30 тыс.
Родителей спрашивали о симптомах депрессии, качестве отношений и жестких методах воспитания. Их также спрашивали об интернализации поведения детей, например, жалуются ли они на одиночество, много ли плачут, испытывают ли страх или тревогу. По словам Ли, исследователи обнаружили четкую связь между этими проблемами.
Те родители, которые отмечали более высокий уровень экономической незащищенности на момент первого опроса, указали и на наличие депрессивных симптомов, которое было также связано с более негативными отношениями с партнером на момент второго опроса. «Участники исследования сообщали о большем количестве разногласий, споров и ссор между собой во время пандемии», — говорит Ли.
Это, в свою очередь, было связано с сообщениями о применении более жестких методов воспитания по отношению к своим детям, которые включали в себя крик, а также физические наказания, такие как шлепки. И, наконец, жесткое воспитание было связано с детьми, у которых наблюдалось интернализованное поведение, например частый плач и чувство одиночества. При этом данные исследования не включали экстернализационное поведение, такое как физическая агрессия и истерики.
«Экономические трудности, вызванные пандемией, отражаются на психическом здоровье детей», — уверена Ли. По ее словам, в других исследованиях было обнаружено, что депрессивные симптомы у родителей могут быть связаны с жестким воспитанием, однако сильной стороной этого исследования является то, что в нем также учитывалось качество отношений с партнером.
«Качество отношений — важная составляющая. Если у вас не все в порядке с партнером, это говорит о более широкой семейной динамике, которая может отразиться на том, как вы обращаетесь со своими детьми», — пояснила Ли.
Результаты исследования также показали, что не было значительной гендерной разницы в том, как матери и отцы реагировали на экономические проблемы во время пандемии. Это стало некоторой неожиданностью, поскольку в некоторых отчетах говорилось, что из-за COVID-19 у матерей больше пострадала их карьера и они чаще оставались дома с детьми, когда школы были закрыты.
Ли отметила, что выборка была относительно небольшой, поэтому для подтверждения гендерных различий в реакции на пандемию необходимо провести дополнительные исследования. Хотя данное исследование проводилось в первые недели пандемии COVID-19, Ли говорит, что полученные результаты могут иметь отношение к другим ситуациям, которые приводят к экономическому спаду.
По ее словам, одним из следствий является необходимость принятия мер, которые могли бы помочь родителям, испытывающим экономические трудности, остановить каскад проблем, ведущих к нарушениям психического здоровья детей. Но дело не только в этом. «Нужна более эффективная система социальной защиты, чтобы выявить таких родителей на ранних стадиях, пока экономическое давление не привело к таким негативным последствиям», — сказала она.
Перед многими родителями встает вопрос, стоит ли подталкивать детей к определенным занятиям или же позволить им следовать своим собственным увлечениям? 73-летний сооснователь Apple Стив Возняк говорит, что его родители придерживались последнего подхода и благодаря этому он стал счастливее и успешнее. По его словам, он использовал ту же стратегию при воспитании своих детей.