Группа западных компаний предоставила страховое покрытие для танкеров, перевозящих российскую нефть, что позволило продолжить ее поставки после того, как многие представители торгового сектора отказались от страхования, опасаясь нарушить правила ограничения цен, установленные странами «Большой семерки». Согласно данным, полученным Reuters, пять страховщиков, включая American Club, люксембургскую West of England и норвежскую Gard, обеспечили страховое покрытие 10 танкеров, которые в этом году отправились из России в Азию.
American Club и West of England обеспечили страхование двух судов, Gioiosa и Orion I, которые совершали аналогичные рейсы в начале 2024 года. Оба судна взяли на борт сырую нефть, добытую государственной российской нефтяной компанией «Роснефть» в российской Балтике, и отправились в Китай.
Компания American Club сообщила, что судно под флагом Панамы находится в ее списке клиентов. West воздержалась от комментариев по поводу конкретных танкеров. Норвежская компания Gard, которая, согласно данным, покрывает отдельное судно, также отказалась комментировать конкретные суда.
Три некоммерческих общества, которые страхуют суда от загрязнения нефтью, травм и гибели людей, говорят, что продолжают предоставлять услуги своим клиентам. О масштабах продолжающегося покрытия западными страховщиками конкретных сделок с российской нефтью ранее не сообщалось, поскольку ограничение было введено в 2022 году.
Ограничение, введенное «Большой семеркой» промышленно развитых стран и их союзниками, чтобы ограничить возможности Москвы по финансированию войны, позволяет западным страховщикам и судам участвовать в торговле российской нефтью только в том случае, если нефть продается по цене ниже $60 за баррель. Многие из тех, кто прекратил торговлю такими грузами, заявили, что делают это потому, что не могут быть уверены в цене на нефть, перевозимую судами, которые они страхуют.
Россия, запретившая своим компаниям соблюдать предельные цены, продавала в этом году нефть марки Urals в портах Балтии в среднем за $69,4 за баррель что значительно выше предельной цены, свидетельствуют данные LSEG.
От страховщиков и судовладельцев не ожидается проведения расследования по поводу цен. Вместо этого западные правоохранительные органы, включая Казначейство США, требуют от страховых компаний запрашивать у сторон, покупающих и продающих нефть, так называемые подтверждения того, что нефть переходила из рук в руки по цене ниже предельной.
Международная группа компаний (IG) P&I Clubs, которая обеспечивает страхование 90% мирового флота, заявила в апреле, что процесс аттестации несовершенен и рискует подвергнуть своих членов риску нарушения предельного уровня цен.
American Club сообщила, что не имела прямого доступа к информации о ценах, когда предоставляла покрытие для танкера Gioiosa. Gard заявила, что полагается на подтверждение предельных цен, а также проверяет дополнительные источники данных и информации. Обе компании передали дальнейшие вопросы о предельных ценах в IG.
Исследование Reuters показало, что среди других страховщиков российской нефти — Maritime Mutual из Новой Зеландии и London P&I Club. Maritime Mutual, не входящая в группу IG, предоставила агентству копию своего полиса страхования российской нефти и экземпляр письма с заверением, в котором говорится, что покрытие будет отозвано, если цена груза окажется выше предельно установленной.
В письме компания, запрашивающая страховое покрытие, (обычно это грузоотправитель) просит страховщика сообщить название судна, его порт и дату погрузки и выгрузки. Грузоотправителя просят подтвердить, что груз соответствует предельному уровню цен, но не требуют указывать уплаченную цену в подтверждении.
В компании West также рассказали, что режим предельных цен рассматривает судовладельцев и страховщиков как косвенных участников сделок, поэтому они не обязаны проверять цены. «Грузоотправители не разглашают эту информацию и не афишируют свою маржу», — сказал Тони Полсон, глава West в Азии. Gard, West P&I, American Club заявили, что прекратят предоставление страховых услуг, если появится информация о том, что аттестация была неточной и цена превышала предельную.
Согласно базе данных ФНС (ГИРБО), наиболее закредитованной отраслью российской экномики стала «Транспортировка и хранение». 63% компаний из этой сферы имеют долговые обязательства перед банками. Об этом рассказали аналитики банка для предпринимателей и предприятий «Точка», которые изучили долговую нагрузку бизнеса по итогам 2023 года.