Zoom запретил своим дистрибьюторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и госкомпаниям в России и СНГ. Об этом пишут CNews и «Коммерсант» со ссылкой на письмо RightConf, дистрибьютора Zoom в России. Подлинность документа подтвердил гендиректор компании Андрей Петренко.
Zoom отозвал у своих партнеров разрешение продавать лицензии российскому госсектору ещё 31 марта, пишет издание. Причины компания не объяснила. По словам Петренко, требования касаются не только РФ, но и стран СНГ.
«Сейчас мы уточняем детали дальнейшей работы, не исключаю, что компания сделает отдельный продукт для госсектора», — сказал он «Коммерсанту». Официальными продавцами лицензий Zoom в России были три компании: «РайтКонф», Rokada, а также международная Unify Square.
Российские госорганы редко покупали лицензированные версии Zoom, отмечает CNews. Активнее сервисом пользовались компании с госучастием, например аэропорт Шереметьево, структуры «Газпрома», ВТБ, а также музеи и вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.
Основатель ГК «Нейтроникс» Григорий Иванов в разговоре с изданием отметил, что Zoom не работает на рынках, которые считает токсичными, так как это может повлиять на стоимость акций на бирже. Он добавил, что доля России в выручке компании не превышает 1%, поэтому ей «выгоднее пожертвовать этим рынком».
Другой причиной для запрета может быть сложность соблюдения российского законодательства, считает партнер департамента налогов и права Deloitte Антон Зыков, например необходимость хранить данные пользователей на территории страны.
Zoom — не первая компания, которая прекратила или ограничила оказание услуг в России. В декабре 2020 года стало известно, что Microsoft отказалась продавать софт МГТУ им. Н. Э. Баумана, поскольку вуз подпадает под санкции США за подготовку специалистов по вооружениям.
Скорее всего, решение Zoom также связано с рисками санкций, сказал изданию директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов: «Учитывая, что США — это главный рынок для Zoom, компания старается исключить любые поводы, которые могут подорвать их имидж».
Эксперты считают, что отечественные решения (например от «Яндекса») вполне могут заменить Zoom на рынке видео-конференц-связи. В конце марта глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что российский аналог сервиса будет запущен в 2022 году. «Сейчас в порядке эксперимента, который правительство проводит, платформа создана и запускается в пилотных регионах», — сказал министр.
Среди конкурентов Zoom в России также «Видео мост», TrueConf, Webinar и ряд других сервисов, сказал изданию президент НП «Руссофт» Валентин Макаров, также можно ожидать появления решений от Mail.ru Group и «Сбера».
Обновление 1. В пресс-службе Zoom сообщили ТАСС, что «уточняют информацию» о приостановке продаж сервиса. «Похоже, что [эти сведения] основываются на сообщении от одного из агентств, занимающихся продажами на партнёрской основе», — сказали в компании.
Обновление 2. Zoom разрешил российским чиновникам и госкомпаниям покупать аккаунты напрямую. «Мы находимся в процессе развития нашего подхода к рынку. Тем временем новые и уже существующие пользователи как в государственном, так и в частном секторе могут запрашивать приобретение аккаунтов Zoom через наш сайт напрямую»,т— сказали «Коммерсанту» в компании.