Поделиться • 12 ноября 2025
От мемов до миллионов: как Telegram превратился из мессенджера в торговую площадку на 28 млрд руб.
От мемов до миллионов: как Telegram превратился из мессенджера в торговую площадку на 28 млрд руб.


Автор: Владимир Мосин, генеральный директор Telega.in
Когда в 2023 году закрылись Instagram* и Facebook*, большинство маркетологов восприняли Telegram как временное убежище. В итоге вышло иначе: за два года мессенджер из имиджевого инструмента превратился в канал прямых продаж, где средний чек рекламной кампании достигает 3 млн руб. Расскажу, как использовать Telegram для привлечения клиентов и повышения доверия аудитории к продукту.
Когда в 2023 году закрылись Instagram* и Facebook*, большинство маркетологов восприняли Telegram как временное убежище. В итоге вышло иначе: за два года мессенджер из имиджевого инструмента превратился в канал прямых продаж, где средний чек рекламной кампании достигает 3 млн руб. Расскажу, как использовать Telegram для привлечения клиентов и повышения доверия аудитории к продукту.
В 2025 году Telegram превратился в одну из ключевых площадок для маркетинговых инвестиций и коммуникации с аудиторией. Наше совместное исследование с Ассоциацией развития интерактивной рекламы (АРИР) показало:
Мы также собирали аналитику вместе с образовательной платформой GetCourse и выяснили, что за первое полугодие 2025 года рекламная активность в сегменте онлайн-образования выросла на 81% год к году, а Telegram стал для онлайн-школ основным каналом по объему привлеченной выручки, впервые обогнав Instagram*. Это пример, как платформа превращается из имиджевого инструмента в реальный канал продаж.
Мы прогнозируем, что объем рекламных бюджетов на инфлюенс-маркетинг в Telegram составит около 18 млрд руб. по итогам 2025 года, а в 2026 году может вырасти до 28 млрд руб., в том числе за счет того что более 65% рекламодателей планируют увеличить рекламный бюджет в этом канале.
В 2024 году в Telegram ежемесячно создавалось в среднем 15,5 тыс. новых русскоязычных каналов, а в 2025 году — 12,6 тыс. Наши данные показывают, что самыми популярными тематиками каналов среди рекламодателей в 2025 году стали (множественный выбор):
Рост этих направлений объясняется двумя факторами.
Рекламодатели вкладывают бюджеты из развлекательных категорий в более прикладные и высокомаржинальные тематики каналов. Активно растут по числу заказов категории:
Количество размещаемой рекламы в каналах про детей и родителей, например, растет благодаря высокой концентрации платежеспособной аудитории и спросу на детские товары, образование и семейные сервисы.
При этом сокращаются заказы в каналах про юмор и мемы из-за перенасыщения и более низкой эффективности — рекламодатели переводят бюджеты в более специализированные ниши.
В 2025 году рекламодатели стали заходить в нативную рекламу в Telegram с существенно более крупными бюджетами: по нашим данным, средний чек в первом квартале вырос на 51% год к году, во втором квартале рост год к году составил 25%.
Это показывает, что рынок закрепляется на уровне устойчивого увеличения чеков, когда посевы в Telegram становятся обязательной частью системного медиапланирования, а не разовой закупкой. Рекламодатели все чаще объединяют десятки каналов в единую коммуникационную кампанию, оптимизируя расходы и тестируя гипотезы.
Средний чек размещений варьируется в зависимости от сферы. Например, мы наблюдаем, что МСБ-проекты из сферы образования ежемесячно тратят на посевы рекламы в Telegram-каналах в среднем 96 тыс. руб., в то время как средний чек корпоративного сегмента в сфере онлайн бизнес-образования составляет от 1 до 3 млн руб. в месяц в зависимости от сезона и внутренних маркетинговых циклов.
Рынок движется в сторону массовых посевов и микроразмещений. В 2025 году количество заказов в каналах до 10 тыс. подписчиков в отдельных отраслях увеличилось более чем на 120% год к году.
Это связано как с ужесточением требований со стороны законодательства к крупным каналам, так и c ростом тренда на увеличение доли размещений в каналах микро- и наноинфлюенсеров.
Мы выяснили, что 46% рекламодателей считают наиболее результативными микро- и нано-каналы с аудиторией до 20 тыс. подписчиков. Такие площадки дают более точечный охват и устойчивые конверсии. При этом крупные каналы выбирают лишь 10% компаний, что отражает изменение приоритетов: бизнесу важна не видимость, а измеримый результат.
В 2025 году Telegram вошел в топ-5 самых охватных интернет-ресурсов России: ежемесячно им пользуются 74% россиян старше 12 лет, а среднесуточная аудитория достигает 55%. Пользователи проводят в мессенджере около 45 минут в день, а объем расходов на рекламу в Telegram за первое полугодие вырос на 54% и достиг 6,7 млрд руб.
Более 60% пользователей считают каналы в Telegram надежным источником информации, а уровень вовлеченности в нативные посты достигает 15–20%.
Мы анализируем аудиторию через контент: наша ИИ-система изучает тематику, тональность и вовлеченность постов в тысячах каналов, чтобы понять, где и на что реально реагируют люди. Бизнесу без инструментов стоит сделать это вручную — составить портрет своей аудитории, изучить 10–15 релевантных каналов по ее интересам, посмотреть, какие темы и форматы вызывают отклик.
Выбор канала для продвижения не всегда зависит от числа подписчиков. Важнее, кто эти люди и как они реагируют на контент. Оценивать канал нужно по конкретным параметрам:
Минимальный медиаплан для продвижения в Telegram включает:
Платформа позволяет начать продвижение с небольших инвестиций: от 300 руб. за размещение в небольшом канале. Но чтобы получить ощутимый результат и собрать статистику, рекомендуем закладывать на тест от 50 тыс. руб. Часть стоит направить на целевые каналы, часть — на смежные тематики и небольшую долю оставить для тестов и экспериментов:
Чтобы создать эффективный нативный пост в Telegram, нужно в первую очередь попытаться понять, как люди читают и реагируют на информацию в привычной для них среде. Пост должен рассказывать об одном конкретном продукте или акции, а не обо всем бизнесе сразу.
Если нужно рассказать про ассортимент или несколько услуг — лучше сделать серию постов.
Важные детали:
Сегодня мы видим тренд на массовые посевы в каналы среди компаний-рекламодателей. Этому есть несколько причин.
Выбор стратегии зависит от задачи.
* запрещена в РФ; принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской.