Поделиться • 28 декабря 2024

Как подводить итоги года с командой, чтобы мотивировать сотрудников на результат

Как подводить итоги года с командой, чтобы мотивировать сотрудников на результат

Текст: Ирина Посникова, топ-менеджер фитнес-клубов Fitness House, карьерный стратег и автор программ по карьерной реализации

Фото: Kajetan Sumila, Unsplash


Подведение итогов года — один из самых мощных инструментов создания эффективной и вовлеченной команды. Как правильно говорить о проделанной за двенадцать месяцев работе, чтобы повысить результативность бизнеса, и почему не стоит акцентировать внимание на промахах, рассказала «Инк.» топ-менеджер фитнес-клубов Fitness House, карьерный стратег и автор программ по карьерной реализации Ирина Посникова.

Согласно исследованию Gallup, грамотное управление командой способно решить проблему выгорания сотрудников к концу года. Напомнить людям об их важности в компании, сильных сторонах, высоких результатах — задача грамотного руководителя. Зафиксировать в конце года внимание сотрудников на том, что им особенно удалось, необходимо для повышения качественных и количественных показателей в новом бизнес-сезоне и позитивного психологического настроя в коллективе в целом.

Главное — люди

Любая команда начинается с человека. Когда каждый конкретный сотрудник понимает свою роль в компании, осознает, в чем смысл его труда, он получает от работы удовольствие, намного охотнее вовлекается в процесс, проявляет инициативу и берет на себя ответственность. Зная о том, что именно его участие в определенном проекте привело компанию к цели, сотрудник готов тратить свое время на благо общей идеи.

Такие вовлеченные команды приносят компаниям больше прибыли и позволяют сокращать расходы на маркетинг и рекламу, потому что делают свою работу качественнее, показывая более высокие результаты и быстрее закрывая планы продаж.

По данным сервиса «Работа.ру», осознание значимости своего труда и его полезности выделили 47% россиян, а признание заслуг важно для трети опрошенных работающих людей. Поэтому отсутствие фокуса на успехах постепенно снижает мотивацию и результаты.

Так, например, дизайнеры в большой компании, постоянно рисуя в огромном количестве макеты, могут не ощущать важности своей работы, если не напоминать им, насколько сильно они влияют на бренд и даже мышление людей: ведь плакаты — результат их труда — размещены во многих городах России.

Подведение итогов года — идеальный момент, чтобы остановиться и вспомнить все, чего вы с командой достигли в уходящем году. Это подарит вдохновение и силы двигаться дальше.

Больше конкретики

Важно, чтобы в подведении итогов были не общие слова, а конкретные качественные и количественные результаты. Чем больше список, тем лучше: перечисляйте проекты, вспоминайте нюансы, отмечайте даже небольшие достижения, ведь на успешность повлияло все в совокупности. Делайте на этом акцент.

Чтобы ничего не упустить, устройте мозговой штурм вместе с командой. Вспоминать хорошее будет приятно и полезно. Пусть каждый проанализирует свой опыт за двенадцать месяцев и расскажет об успехах: например, как договорился со сложным клиентом, внедрил отчет, выполнил план. Предложите сотрудникам написать свой личный топ-20 или более.

Именно из-за того, что подведение итогов года имеет смысл только с анализом конкретных кейсов, руководителю не стоит резюмировать достижения исключительно в торжественной речи на корпоративном празднике. Со сцены можно коротко поблагодарить команду, но конкретизировать успехи и отметить нюансы там не получиться.

Только о хорошем

В подведении итогов сконцентрируйтесь не только на том, что у команды получилось хорошо, но и на сильных сторонах каждого сотрудника. Отметьте качества, которые были проявлены в процессе работы и повлияли на отличный результат: ответственность, организованность, стрессоустойчивость, планирование. Благодаря этому сотрудники вновь осознают, какими мощными навыками обладают и какие серьезные задачи им подвластны.

Вспоминая собственные победы, достижения, сильные стороны, человек начинает думать о себе как о победителе, а значит, и дальше будет действовать как победитель. Задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы сделать команду уверенной и сильной.

Не упускайте возможности напоминать сотрудникам, насколько они профессиональны, ведь именно в таких командах скорость принятия решений, действий и достижения результатов будет максимально высокая.

Новые цели

В финале подведения итогов хотя бы в общих чертах сгенерируйте стратегию следующего года. Важно делать это вместе с командой, а не зачитывать им уже готовый план на двенадцать месяцев сразу после выхода с рождественских каникул.

Вести компанию к цели будут люди, пусть они же участвуют в планировании. Так каждый будет понимать свою роль, влияние, возможный рост. Когда сотрудники предлагают, обсуждают, к чему будут идти в новом году, принимают общее решение, они являются соавторами идеи. А свою идею хочется реализовывать быстрее, чем чужую, идти хочется — к своим целям. Так вы делаете команду вовлеченной.

Создавая перспективу, руководитель управляет мотивацией. Планирование и понятная перспектива на следующий год снижает тревожность, вдохновляет и сокращает время на «раскачивание» после длинных праздничных выходных.

Как делать не нужно

Не стоит концентрироваться на минусах. В предновогоднем подведении итогов будет лишним говорить о том, что не получилось, где ошиблись, кто был неправ.

Итоговая беседа с перекосом в сторону негативных результатов повлечет за собой такой же эффект. У команды возникнет ощущение, что их «вызвали на ковер», чтобы обвинить в неудачах компании, да еще и накануне праздника, а чувство вины убивает мотивацию на корню.

Сотрудники, которых постоянно обвиняют в недоработках, в итоге перестают вовлекаться в работу, проявлять инициативу. У команды формируется так называемая выученная беспомощность, когда они постоянно ожидают детальных технических заданий, контроля, регламентов. В своей некачественной работе они тоже начинают искать виноватых, перекладывая ответственность на компанию, подрядчиков, клиентов. Руководитель в такой ситуации вынужден заниматься микроменеджментом нон-стоп. Поэтому в подведении итогов бессмысленно концентрироваться на минусах.

Если о каких-то неудачах вспомнить принципиально важно — сделайте это правильно:

  • оцените соотношение негативной и позитивной информации, хорошего должно быть больше в несколько раз;
  • переведите «почему» в «как», то есть концентрируйтесь не на том, почему или из-за кого не получилось, а как в будущем прийти к лучшему результату — через какие новые действия, с помощью какой стратегии. Идеи по улучшению тоже лучше генерировать вместе с командой. При необходимости назначьте ответственных, не забывая подчеркнуть их сильные стороны и высокие результаты в других проектах.

Задача руководителя — создать команду, в которой люди хотят работать и работа для них является ценностью, закрывающей потребность в самореализации, постоянном развитии, достижениях. Такая команда получает удовольствие не только от впечатляющих результатов, но и от самого процесса на пути к ним. Подводя итоги года стратегически правильно, вы продемонстрируете сотрудникам их успехи, а они захотят показать вам новые в наступающем 2025 году.