Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей. Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Поделиться • 15 апреля 2025

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей. Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей. Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Обложка
Дмитрий Торшин

Текст: Дмитрий Торшин, предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства

Иллюстрация: сгенерирована нейросетью GPT‑4o


Дмитрий Торшин — предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства, эксперт по развитию бизнеса в России. После продажи в 2015 году своего SaaS-бизнеса занялся менторингом и трекингом, клиентов — помог более 1 тыс. бизнесов и продуктов. Ведет телеграм-канал «Торшин вслух».

Дмитрий Торшин — предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства, эксперт по развитию бизнеса в России. После продажи в 2015 году своего SaaS-бизнеса занялся менторингом и трекингом, помог более 1 тыс. бизнесов и продуктов. Ведет телеграм-канал «Торшин вслух».

Специально для «Инк.» Дмитрий составил список из важнейших ошибок предпринимателей. В этой статье он рассказывает, как избежать одной из них.


Ловушка первая

Думать, что в России и так большой рынок и его достаточно для тренировки выхода за рубеж

Россия занимает первое место в Европе по числу жителей. На 1 января 2025 года население страны оценивается более чем в 146 млн человек. С одной стороны, достаточно большой рынок, чтобы открывать практически любой бизнес и продавать только внутри страны. С другой стороны, такое население создает «ментальную ловушку» для предпринимателей, которые стартуют в России и думают, что в будущем могут рассчитывать на расширение бизнеса за рубеж, когда он уже встанет на ноги.

Ловушка заключается в том, что подавляющее большинство бизнесов нуждается в локализации, то есть адаптации бизнес-моделей, позиционирования, каналов привлечения потребителей, продуктов и всего остального под реалии той страны, куда бизнес направляется.

Продукты, сделанные под совершенно особенные российские реалии, часто невозможно взять и легко локализовать. Тем более, адаптировать под глобальный рынок, где проживает в 50 раз больше человек.


Пример

Несколько лет назад я помогал выйти на зарубежные рынки IT-компании, занимающей хорошую доли рынка в России в части продажи разных предметов «на кассе». Проект нашел удачную бизнес-модель партнерств и каналов продвижения, что позволило ему привлекать сотни крупных клиентов из ретейла и иметь стабильную прибыль. Но рынок стал заканчиваться, и основатель решил попробовать себя в Европе.

Каково же было его удивление, когда оказалось, что структура работы ретейла там кардинально отличалась от российской в той части, где он оказывал услуги. Если в России все крупные ретейл-сети просто покупали его услуги «под ключ» на аутсорсе, то в Европе никто даже не думал приобретать отдельное решение на рынке под аналогичную задачу. Компании либо сами производили и продавали аналогичный товар, либо не делали так совсем. Попытка в лоб перенести бизнес в Европу мгновенно завязла в непонимании, что и кому там нужно продавать.

Если посмотреть на предпринимателей, например, из Кипра, Беларуси или Израиля, они избавлены от этой ментальной ловушки. Их локальный рынок настолько мал для того, чтобы развернуться и заработать много денег, что подавляющее большинство предпринимателей с самого старта думают о запуске продукта, который будет востребован во многих странах мира или хотя бы в отдельных больших регионах.


Пример

Павел Дуров запускал «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге для петербуржцев и затем — для жителей России. Продукт стал успешным только в России и странах СНГ, потому что у этих государств много общего.

Осознав это, после продажи компании Павел сориентировал новый мессенджер Telegram с самого начала на весь мир: мультиязычность, подключение международных SMS-гейтов, размещение серверов в разных мировых локациях, адаптация под разные законы и ограничения стран. Telegram давно обогнал по числу активных пользователей остающийся локальным VK, но он не стал бы таким большим, удобным и популярным, если бы двигался постепенно от одной страны к другой, даже несмотря на то, что сама суть мессенджера остается похожей во всем мире.

Вывод: если вы делаете не очень маленький локальный бизнес вроде пекарни и планируете строить большую компанию, нужно сразу думать о том, как хорошо ваш продукт будет продаваться в других странах. Это позволит уже на старте задуматься и узнать, что и как нужно делать в бизнесе с прицелом на будущее.


Ловушка вторая

Воспринимать выход в страну из СНГ как первый шаг к международной компании

Если бизнес в России удался, то при появлении мысли о международном бизнесе предприниматели сразу думают выходить в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и другие страны, которые с нами дружат и соседствуют.

Обоснования такой модели лежат на поверхности:

  • там говорят по-русски, значит, будет проще;
  • продукт и бизнес в целом требуют меньше адаптации;
  • это близко географически;
  • страны находятся плюс-минус в тех же часовых поясах;
  • это дешевле;
  • там меньше конкуренция.

Но главный аргумент обычно заключается в том, что предприниматель сможет наладить в компании модель и процесс выхода на международные рынки, учитывая опыт выхода в СНГ, а потом применит к остальным странам мира.

Однако так не работает.


Пример

IT-компания, создающая SaaS-продукты для b2b и b2c, являющаяся лидером рынка РФ, решила выйти за рубеж. После анализа множества стран было принято решение начать с Казахстана по причинам, описанным выше. Первые несколько месяцев продажи не шли, пока десант в виде целой команды менеджеров не высадился в разных городах Казахстана и не узнал, что на этом рынке есть очень важная особенность: покупать будут только у того, кому принято доверять. Если такой продукт продается от никому неизвестных людей, то его просто не будут брать.

Это справедливо по отношению не ко всем продуктам на рынке Казахстана, но конкретно в их сфере фактор оказался решающим. Пришлось нанять целую команду людей в этой прекрасной стране и найти амбассадоров бренда.

Продажи пошли, однако дальше сыграл второй фактор: объем рынка оказался несопоставимо меньше в силу другой структуры экономики страны, и все направление, на которое потратили почти год усилий, осталось в состоянии «зомби» — росло очень медленно и еле окупало себя. При этом применить модель выхода в Казахстан на другие страны оказалось практически невозможно. Следующую страну для мировой экспансии собственник уже выбирал исходя из критерия универсальности подхода, а саму страну смотрел внутри большого региона. В итоге ею стала Бразилия как отличная точка входа во всю Латинскую Америку

Другой кейс из моей практики еще лучше показывает, что локальность мышления при выходе в СНГ способна сыграть злую шутку с бизнесом.


Пример

Основатели компании, производящей специализированное оборудование, неплохо закрепились на российском рынке и поняли, что его емкость для их быстрого роста закончилась. Вместо того, чтобы пойти на большие рынки с адаптацией своего продукта, они отправились в Узбекистан.

Обоснования были все те же, однако даже расчетно было понятно, что предельный объем денег, которые можно было «забрать» с рынка Узбекистана, был в 10 раз меньше, чем в России. Собственники бизнеса ни в какую не хотели слышать аргументы против и все же выбрали этот поход. Спустя год они поняли, что смогли заработать даже не в 10, а в 100 раз меньше денег, чем давал рынок России, и при этом они упустили момент — их конкурент, который отправился прямиком к другому лакомому для такого бизнеса рынку (MENA), за этот год закрепился там сразу в пяти странах и стал популярен.

Узбекистан не только не помог понять, как делать международный бизнес и не принес денег, так еще и привел к упущенной возможности выхода в целый огромный регион, «подарив» время конкурентам.

Вывод: выходить в СНГ можно только в рамках логического расширения текущего бизнеса, а не в качестве первого шага в большое международное направление. При выходе за рубеж нужно выбирать рынок, где есть достаточно большой подтвержденный спрос.

Обложка


Ловушка третья

Не проверять, универсален ли продукт для всех рынков

Не все продукты и сервисы требуют глубокой адаптации под местные рынки. Конечно, нужно проверять минимальный набор параметров, чтобы не случилось как с запуском в России лапши «Досирак» (которую спешно дважды переименовывали, пока не получилось найти нейтральное и запоминающееся «Доширак»). Но на моей практике было немало примеров, когда продукты изначально были готовы к международной экспансии в силу своей универсальности. Проверьте, может быть и ваш из их числа?


Пример

Основатель одной из IT-платформ для разработчиков не знал ничего про правильный маркетинг, дистрибуцию, сегментацию клиентов и просто сделал классный продукт. Он не пытался выстраивать в России продажи, будучи убежденным в том, что разработчики должны начинать пользоваться таким продуктом сами, рассказывая о нем друг другу.

И оказался прав — запустил на американской платформе по продаже софта со скидками свое решение с огромным дисконтом, продал около 1 тыс. экземпляров за несколько дней. Когда он посмотрел, кем были эти покупатели, то был ошарашен: его продуктом заинтересовались разработчики более чем из 50 стран мира!

Оказалось, что все айтишники удовлетворяются английским языком в интерфейсе, не ожидают технической поддержки и им просто нужен такой продукт. Благодаря своему решению он стал получать постоянный поток денег и новых клиентов, которых приводили первые покупатели, а также понял, что не стоит ограничивать себя каким-то локальным маркетингом, а нужно делать продукт сразу для всего мира.

Обычно я рекомендую своим клиентам, которые уже определились с географией международной экспансии, провести пробную продажу: найти любыми способами пару десятков аналогичных российским клиентов и попробовать вручную им продать продукт, ничего в нем не меняя. Исход в любом случае будет положительным. Если продажи случились, это значит, что продукт даже в текущем состоянии подходит для вывода в эту страну, и можно сразу начинать масштабирование. Если же нет, в ответ мы получим много возражений и полезной информации о том, с кем нас сравнивают, что не так и как это исправить — от цены до возможностей.

Вывод: перед тем, как заниматься сложной подготовительной работой в новой стране, просто попробуйте найти таких же потребителей и продать им свой товар. И если вам это удалось с первого раза, обязательно проверьте: может стоит продавать в большее число стран и использовать для этого совершенно другой, охватный маркетинг?


Ловушка четвертая

Не покупать локальных конкурентов

Особенностью мышления предпринимателей в России, по крайней мере в моей практике, очень часто является неготовность покупать другие компании. В нашем менталитете скорее зиждется уверенность в том, что «сделаем сами». И при этом упускается очень важная возможность: не начинать с нуля.

Если купить локального конкурента, то решаются сразу несколько проблем:

  • устраняется сам конкурент. Это делает более простым дальнейшее расширение рынка;
  • вы получаете от этого конкурента море полезной информации о рынке, клиентах, возможностях, других конкурентах, каналах и людях;
  • получаете базу клиентов и поток выручки. Работать на такой стадии намного проще, чем пробиваться с нуля, где каждая первая продажа будет даваться, скорее всего, в поте лица;
  • вы приобретаете команду. Она может оказаться не такой сильной, как нужно, но попытка в чужой стране собрать себе первую команду почти всегда заканчивается фиаско;
  • конкурирующий продукт в чем-то может оказаться лучше вашего, и вы сможете использовать это на всех рынках присутствия.


Пример

Стратегия Groupon, устроившего настоящую революцию на рынке «купонов» в США, заключалась как раз в покупке локальных игроков. Те рынки, где Groupon не смог этого сделать, очень быстро наводнились сильными конкурентами, которых сам Groupon не смог выжить, и эти страны он потерял. Там же, где покупка случилась, например, в России (Groupon в 2010 году купил Darberry), компания неплохо закрепилась на годы. Да, позже из России компания все же ушла, но проблема в итоге оказалась в целом в самой бизнес-модели Groupon, а иллюстрация факта того, что заход на новые рынки через покупку конкурентов работает, налицо.

Аналогично действуют и крупные холдинги вроде Unilever, которые во многих странах мира доминируют в своих нишах как раз скупив всех конкурентов. Конечно, это уже гораздо более зрелая стадия развития бизнеса, но факт остается фактом — стратегия работает.

Вывод: прежде чем ввязываться в кровавое сражение на зрелом рынке с его «аборигенами», нужно обязательно рассмотреть вариант покупки кого-то из существующих игроков. Это может оказаться быстрее, эффективнее и даже дешевле попыток штурмовать новую страну с нуля.


Ловушка пятая

Не разделять компании на российскую и международную юридически

В силу геополитики вопрос может оказаться особенно важным, потому что в некоторые страны для бизнесов из России вход сейчас закрыт полностью. Но даже если отложить этот аргумент, формирование отдельной структуры в виде российского бизнеса и международного часто является обязательным условием выхода за рубеж:

1. Российский бизнес зачастую является механизмом и системой, которые занимаются задачами растущего или уже зрелого периода жизни компаний. Например, в нем могут быть уже многоуровневые системы руководства, сложные бизнес-процессы, привязанные к особенностям нашего законодательства, а фокус сотрудников будет на выполнении конкретных плановых показателей.

На фоне такой компании запуск международного направления — настоящий стартап, который призван проверить саму идею правильного позиционирования и существования на том или ином рынке. Стартапу нужен глава-предприниматель, а не операционный директор, ему нужна скорость проверки гипотез и как можно меньше бюрократии и процедур. Если пытаться запустить его как фоновую задачу для текущей команды, это лишь отвлечет их от текущих задач в России, но при этом не принесет на зарубежный рынок нужного объема ресурсов.

2. На многих международных рынках правильным ходом может стать привлечение локальных инвестиций для развития. Отдавать ли долю во всей компании, включая работающую Российскую, представителям другой страны? Зачем? И оценка будет другой, и смысла нет. Они должны инвестировать в локальный бизнес их страны.

3. Нужно отделить собственника бизнеса от российского бизнеса. Если этого не сделать, то он не будет полноценно заниматься запуском международных направлений, но его постоянно будут отвлекать задачи российского бизнеса и тушение пожаров.


Пример

Собственник одного из бизнесов, с которым я работал, отдал запуск нового направления в Турции своему наемному директору. Тот показывал неплохие результаты в российской компании, но при этом не смог выстроить компанию в другой стране, поскольку испытывал дикий стресс, не будучи предпринимателем и ожидая, что владелец будет говорить ему, что именно делать.

Осознав с моей помощью эту ошибку, основатель переиграл конфигурацию и поставил менеджера на российский бизнес, а затем сам переключился на Турцию. Через полгода компания в Стамбуле стала прибыльной.

Вывод: нужно четко понимать, что, несмотря на общие продукты и связи через собственника, компании в разных странах должны иметь должный объем самостоятельности, иначе будут неэффективны. И не стоит думать, что не- предприниматели могут вдруг стать предпринимателями и запускать бизнесы в других странах.